Адамово изгнание

В последний воскресный день перед началом Святой Четыредесятницы Святая Церковь рассказывает нам об изгнания Адама из рая. Она говорит о том, что это произошло вследствие грехопадения Адама, вследствие того, что он нарушил волю Божию. Будучи создан по образу и подобию Божию, он выбрал грех, который повлек за собой смерть, он нарушил заповедь Божию, данную ему для воздержания и духовного совершенствования. Господь запретил ему вкушать плодов от одного из деревьев, растущих в раю.

И в этот день Святая Церковь напоминает нам о том, как тяжелы последствия этого грехопадения. Адам и Ева потеряли рай, стали болеть, должны были терпеть множество трудностей и скорбей земного бытия, наконец, умерли на земле и даже сошли в ад. Если мы посмотрим на икону Воскресения Христова, то увидим, что Господь, стоя на поверженных вратах ада, выводит оттуда Адама и Еву. Эти последствия грехопадения Адама коснулись не только самого Адама, но и всех его потомков, каждого из нас. Мы все теперь тоже не в раю, а на земле. А ведь могли бы быть в раю, если бы Адам не согрешил.

Но Святая Церковь предлагает нам воспоминание грехопадения Адама совсем не для того, чтобы мы упрекнули его в том, что из-за него мы лишились рая и мучаемся теперь на земле. Будь мы на месте Адама, скорее всего, мы поступили бы так же. 

Святая Церковь говорит сегодня другую важную вещь — что Адам не только первый согрешил, но и первый покаялся. Он первый принес плоды покаяния, о чем мы слышим в песнопениях: «Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакаше…», то есть, свой грех омывал слезамиИ мы видим плоды этого покаяния Адамова: Адам прощен Богом, возвращен в рай. Тем самым Господь показал и нам, всем потомкам Адама, и наш путь возвращения в рай, в Царство Небесное.

На воскресной Божественной литургии клирик Покровского храма иерей Алексий Моцный обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Каждому из нас сегодня Церковь говорит: «Ты упал, как пал и Адам, ты согрешил, как Адам, но вставай, не лежи. Только вставай не для того, чтобы потом снова упасть, а чтобы все-таки послужить Богу».

Увы, наше сердце может быть окаменелым. Это бывает, когда мы не следим за своим сердцем, не возделываем его, совершенно о нем не заботимся. Оно покрывается коркой, и мы перестаем слышать даже его добрые позывы, оно безмолвствует.

Еще наше сердце может охватить лень, мы становимся неспособными делать добрые дела, любить Бога и ближних, исполнять волю Божию.

Еще наше сердце умеет скрывать в себе тайные пороки, так что человек, живя, сам себе кажется хорошим. Он кажется хорошим для всех окружающих, потому что страсти в нем затаились. Да, так бывает и в нашем сердце. Что же делать с ним?

Есть один настоящий ответ для такого случая: мы должны усилить известные средства — пост, молитву и чтение слова Божия. Поэтому, братья и сестры, нам предстоит огромный труд — возвратить наше сердце Богу таким, каким Он его создал — чистым, светлым и святым. И мы, имея его в пользовании во время земной временной жизни, должны его таким и сохранить, и сделать еще лучшим, украсить добродетелями, как драгоценными камнями.

К этому и призывает нас Святая Церковь, особенно в дни Великого Поста, чтобы мы не только постились телесно, но и усердно молились, каялись от чистого сердца, делали дела милосердия.

Будем же, братья и сестры, усердны и внимательны к своему сердцу, чтобы оно стало престолом Божиим.  И для того, чтобы начать постный путь восхождения ко Господу, Церковь дает нам особый день — Прощеное воскресенье. День, в который мы воспоминаем падение Адама и просим друг у друга прощения с тем, чтобы Господь благословил нас на этот путь очищения.

Дай, Господи, чтобы в этот день мы нашли в себе мужество, твердость и веру попрать свою собственную гордыню. И, смирившись, поклониться своему ближнему, попросить у него прощения, для того чтобы освободить душу от тяжести греха обиды и с готовностью начать путь своего собственного покаяния и приближения к Богу. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *