Апостоле Иоанне и святителю Тихоне, молите Бога о нас!

Странно, что мы больше любим и знаем преподобных, мучеников, святителей, чем апостолов… Больше молимся святителю Николаю или блаженной Матроне, чем апостолу Павлу или Матфею. Почему так? Ведь ближе апостолов к Богу никого и не было. Может, это некий страх перед их величием? Или наоборот, сияние Христово закрывает их от нас?

Как безмерна была их сила! Как огромна их сила духа! Как чисты были их сердца и помышления! Эти бедняки, нигде и ничему не учившиеся рыбаки, простые люди сделали невозможное людям – сокрушили язычество и воздвигли Крест Христов над всем миром. Каких же безмерных трудов стоила эта победа, какими жестокими страданиями и преследованиями сопровождалась проповедь о Христе… Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, окончили жизнь мученически.

Все апостолы велики, но как же тогда вознесен апостол Иоанн Богослов, если мы именуем его «Христом Богом возлюбленный»? Он был одним из тех избранных, пред которыми преобразился Христос на горе Фаворской, был там вместе с Петром и братом своим Иаковом. Эти же три избранных апостола были в саду Гефсиманском, когда там молился Господь Иисус Своей последней молитвой, обливаясь кровавым потом.

Ему Христос, висевший на кресте, заповедал быть хранителем и попечителем Своей Пречистой Матери: взглянув на Матерь Свою, а потом на ученика, Он сказал Ему: «Се Мати твоя!». И Ей: «Се сын Твой!».

Кто из всех людей, живших в мире, достоин любви нашей больше, чем апостолы Христовы, а среди них избранный, возлюбленный Господом Иоанн Богослов? Величие его безмерно, и заслуживает он самой пламенной, самой горячей любви, самого глубокого почитания.

В своем Евангелии с огромной силой и глубиной святой Иоанн свидетельствует миру о Божественности Господа Иисуса. Нет ничего более торжественного и важного в книгах всего мира, чем начало первой главы его Евангелия, которая читается один раз в году в первый день Святой Пасхи на Литургии: «Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

Апостол Иоанн Богослов написал еще и три чудных соборных послания, в которых он предстает перед нами как величайший провозвестник и проповедник любви. Только из первого его послания узнаем то, что важней всего для нас, — что Бог есть любовь. Его послания – сплошной гимн любви. Никто с такой силой, с такой настойчивостью не проповедовал о любви, как святой Иоанн.

Он написал и еще одну удивительную книгу, называемую Апокалипсис, или Откровение. Он написал в ней то, что было открыто ему Богом на острове Патмос о последних судьбах мира перед Вторым страшным Христовым пришествием.

Сегодня, 9 октября, мы вспоминаем не только апостола Иоанна, но и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Наверное, есть в этом Промысел Божий: прославление святителя, ставшего мучеником, видевшего крушение и уничтожение Русской Православной Церкви, призывавшего любить и верить в страшные годы гонений, произошло в день памяти апостола Иоанна Богослова. Как сказал в своей проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин), это не было случайностью, ибо святитель Тихон – того же духа, что и апостол любви, – духа, которого в наше немирное время так не хватает.

По инициативе святителя Тихона было установлено совершать празднество Всем Святым, в земли Российстей просиявшим. А сам он возглавил сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. В же чем сила его тихой, кроткой и смиренной святости?

Став Патриархом в лихое время гонений, он говорил, что именно в это тяжелое и страшное время, когда идет братоубийственная бойня, христиане должны в первую очередь исполнить заповедь о любви к врагам, что не должно быть ненависти и мщения. Он обличал новую богоборческую власть. Но, жалея народ Божий и молясь за него, он молился и о спасении душ гонителей. Он молился за всех – и за младенцев, которые лишены крещения, и за старцев, лишенных христианского напутствия и погребения, за весь народ, лишенный спасительных церковных Таинств. И в конце этой молитвы за народ он добавлял прошение за гонителей, которые все это натворили, чтобы Господь не погубил их окончательно, но чтобы, если возможно, обратил их к Себе, чтобы они остаток дней провели в истинном покаянии.

Во время «домашнего ареста» святителя Тихона в Донском монастыре две девушки, чекистки, сменявшие друг друга, были приставлены от ГПУ для наблюдения за святителем Тихоном. Они должны были следить, чтобы он «соблюдал дисциплину» и не нарушал правил пребывания под стражей. Одна из них была из дворян, а другая – из простых. Так вот, та, что из простых, спрашивает у своей подруги: «Почему он с такой добротой и сердечностью к нам относится? Ведь мы его враги». А та ей объясняет: «Это он исполняет евангельскую заповедь о любви к врагам».

Так и каждому из нас необходимо оградить сердце именно исполнением заповеди о любви к врагам. Мы должны желать им не вечного геенского огня, но спасительного покаяния – «изменения ума», восстанавливающего первозданную красоту души, возвращающего ее богоподобие. Как завещал преподобный Силуан Афонский, «если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние». И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

В этот святой день в храме Покрова Пресвятой Богородицы совершалась Божественная литургия, после которой настоятель храма протоиерей Феодор Федько поздравил всех прихожан с праздником и пожелал заступничества святых Иоанна Богослова и Тихона и помощи Божией во всех благих начинаниях.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *