Архиерейское богослужение в Родительскую субботу

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Для поминовения в православном календаре существуют специальные дни, именуемые родительскими субботами.  

Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Родительские субботы, особенно те, что выпадают на период Великого поста, — важные события для каждого верующего человека.
Они служат напоминанием о том, что жизнь скоротечна, что нужно очищать свою душу от скверны и зла, жить по заветам Божьим. Нам, живым, нельзя забывать о тех, кто ушел в вечность, чтобы не лишить их молитвенной помощи.

23 марта 2019 года Его Высокопреосвященство архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим возглавил Божественную литургию в Успенском храме на центральном кладбище города Сыктывкар. Владыке сослужили благочинный Сыктывкарского Центрального церковного округа протоиерей Феодор Федько, духовник Епархии протоиерей Михаил Козак, настоятель храма иерей Стефан Козак.

По окончании службы Его Высокопреосвященство произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Продолжается Великий пост, и сегодня, во вторую его субботу, на Божественной литургии мы слышали Евангельскую историю об исцелении прокаженного.

Окончив Нагорную проповедь, Иисус сошел с горы в сопровождении толпы народа, и к Нему подошел прокаженный. Он бросился к ногам Иисуса, падая пред Ним на колени, умолял Его, говоря: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Больной сознавал, что болезнь его неизлечима, но Он глубоко верил, что для Иисуса нет невозможного, что Он может исцелить его, если захочет.

Иисус дотронулся до больного и сказал: «Хочу, очистись». Как только произнес Он эти слова, все струпья, язвы, опухоли, раны, все мгновенно исчезло, и изумленным взорам присутствовавших предстал обновленный, здоровый человек. Чудо несомненное и поразительное!

Иисус приказал исцеленному молчать здесьо случившемся, но немедленно идти в Иерусалим показаться священнику и принести надлежащие жертвы. Евангелист Марк говорит, что, отсылая исцеленного к священнику, Иисус посмотрел на него строго. Почему так? Прокаженным по закону воспрещался вход в чужой дом, но надежда исцелиться побудила этого несчастного нарушить закон и войти в дом, где был Иисус; поэтому Иисус, исцелив прокаженного по вере его, осудил строгостью взгляда нарушение им закона.

Итак, прокаженный был изгоняем из человеческого общества и из своего собственного дома. Он был позором и ужасом для всех, он был ненавидим всеми, он нес на себе сознание в беды и не знал, куда деться.

И вот к такому-то человеку прикоснулся Христос. Он простер Свою руку к тому, от кого всякий бы отшатнулся. Когда наши сердца наполнены беспросветным отчаянием и горьким стыдом, мы должны помнить — что бы с нами ни происходило — рука Христова простерта к нам. И мы должны также знать, что в этом — суть христианства. Узнав, что значит прикосновение Христово, мы смогли бы прикоснуться к тем, к кому, казалось бы, невозможно прикоснуться, любить тех, кого, кажется, невозможно любить, и прощать тех, кого, кажется, невозможно простить. Так поступал Христос, и мы должны так поступать.

И мы должны научиться, что нам подобает делать в случае нашей духовной проказы. Мы должны искать Христа. Мы должны смириться перед Ним, как этот прокаженный, который, увидев Господа, пал ниц, умоляя Его. Мы должны испытывать стыд за наше осквернение грехом и не сметь поднять глаза перед святейшим ликом Христовым. Мы должны сильно желать очиститься. Мы должны твердо верить, что Христос хочет и может исцелить нас: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить», «Боже, очисти меня грешного». Мы не должны сомневаться в том, что какова сила Господня, такова и милость Его. Мы должны научиться неотступности в нашей молитве. Те, кто по-настоящему стремится к духовному очищению, не пожалеет никаких трудов для этого. И мы должны предавать свою жизнь благой воле Божией: «Господи, да будет так, как Ты хочешь». Аминь!»

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *