Батюшка Серафим

Для многих верующих святой батюшка Серафим, чью память мы совершали 15 января, – близкий, родной, любимый святой покровитель Руси и заступник наших грешных душ.

Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Пламенной и неугасимой была вера преподобного Серафима Саровского. Огненным столпом идет он, указывая нам истинный путь. Сколько тяжких испытаний пришлось преодолеть святому за 79 лет жизни: тридцать лет отшельничества, три года столпничества, подвиг безмолвия, затворничество, гонения…

Митрополит Сурожский Антоний так описывал подвиги этого удивительного подвижника XIX века: «Преподобный Серафим потерял все вольной волей; он отказался от родного дома, отказался от сродства и племени, отказался от родных краев, ушел ни с чем, кроме Бога и молитвы, в монастырь. И там он себя отдал послушанию; внимательно, смиренно он принимал от Бога все, что Господь ему пошлет, и от людей – все, что они захотят возложить на его плечи. Он сломил свое своеволие, он отдал себя через людей до конца воле Божией; и ушел он в лес, в дальнюю пустыню, для того, чтобы ничего его не отделяло от Бога, но также для того, чтобы ничто не служило ему искусственной подпоркой, чтобы только благодать укрепляла его немощь, только верность Богу служила ему опорой… И 47 лет прожил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора».

Однако главным подвигом преподобного стало старчество – духовное руководство людей, тысячами притекающих к нему со всей Руси.

1832 год был последним годом жизни отца Серафима на земле. Старцу было тяжело принимать множество посетителей, но дары исцеления и прозорливости не покидали его, особенно жива и вдохновенна была его беседа. Посетители свидетельствовали, что лицо старца не раз преображалось, когда он им говорил о блаженстве жизни вечной: «Какая радость, какой восторг, – восклицал он, – объемлют душу праведника, когда, по разлучении с телом, ее встречают ангелы и представляют пред Лице Божие!» В последних своих беседах он особенно настаивал на хранении мира, того мира духовного, к которому относится нетленное, бессмертное речение преподобного: «Радость моя! стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся!»

Накануне своего преставления преподобный Серафим пришел на воскресную раннюю Литургию в больничную церковь, поставил свечи и приложился к иконам, чего раньше не делал. Благословляя и обнимая братии, он говорил: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте!»

На следующее утро один из монахов почувствовал запах дыма из кельи старца. Братья принесли свечи и увидели усопшего Серафима на коленях с руками, скрещенными на груди, с лицом, будто еще погруженным в молитву.

На Божественной литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Феодор Федько произнес проповедь о любимом русском святом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня день святого Серафима Саровского, одного из самых любимых, самых славных святых Русской Церкви. Праздновать день святого — это значит в первую очередь, будучи пораженными его духовной красотой, обратиться к нему с вопросом: как последовать твоему примеру? Что сделать, чтобы стать таким человеком, который, как ты, жил во славу Божию и через века сияет вечной славой?

Живя на земле, старец Божий учил, утешал, исцелял тех, кто с верой, любовью, надеждой приходил к нему, подкреплял и вразумлял тех, кто желал побеждать грехи. «Умру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, и из могилки услышу вас»,— говорил старец друзьям перед смертью.

Не всем людям, особенно беднякам, труженикам или больным, даже при глубокой вере в молитвенную помощь и любовь старца, удается прийти к нему, но зато все могут прочитать советы его святого сердца, которые он оставил нам.

На поставленный ему однажды вопрос о том, что отличает погибающего грешника от спасающегося праведника или от святого, преподобный Серафим ответил: только решимость… Спасение наше — в нашей воле, в нашей твердости, в непоколебимости нашей решимости быть Божиими до конца. Господь дает Своего Духа не мерой, дает Свою благодать не мерой, — Он все дает, и Себя Самого. Но принимаем мы благодать и используем дары Божий в меру нашей готовности принять то, что Он дает — и именно то, что Он дает, а не то, чего мы хотим, и принести тот плод, которого от нас Бог ожидает.

Этого достаточно, чтобы целую жизнь построить на примере и на слове преподобного Серафима. Поставим, каждый из нас, перед собой вопрос: хотим ли мы быть Христовыми? Хотим ли мы быть Божиими? Хотим ли мы уподобиться тем, кто вызывает в нас такое благоговение, такой восторг, такой трепет и такую любовь, к кому мы обращаемся с каждой нуждой, к кому мы обращаемся со всей болью и со всей радостью своей? И если так, то услышим всерьез, и примем, и исполним этот завет святого Серафима: решимостью вступим в путь Господень. Сила Божия в немощи совершается — но в той человеческой немощи, которая себя Богу отдает с решимостью на жизнь и на смерть оставаться Ему верными. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *