Богослужения в Покровском храме г. Сыктывкара

На прошедшей седмице в Покровском храме состоялось богослужение, посвященное памяти трех новомучеников и исповедников Российских, входящих в Собор Коми святых: священномучеников Германа, епископа Вязниковского, и пресвитера Стефана Ермолина, мученика Павла Елькина.

Владыку Германа неоднократно арестовывали в 1920х годах: он пережил ссылку в Среднюю Азию, Соловки, тяжело переболел тифом. В 1934 году епископа Германа, жившего тогда в Арзамасе (Нижегородская область) на три года высылают в Сыктывкар, он поселяется в местечке Кочпон. За неделю до освобождения на него и еще на нескольких человек пишут донос, так фабрикуется обвинение в «контрреволюционной деятельности». Приговор Тройки при УНКВД Коми АССР был вынесен 13 сентября и для всех одинаков – расстрелять. 15 сентября 1937 года, ровно 80 лет назад, священномученик Герман, епископ Вязниковский, и его соузники были расстреляны вблизи Сыктывкара. На месте расстрелов ныне находится аэропорт. 2 сентября 2001 года Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, рассмотрев представленные Православным Свято-Тихоновским богословским институтом материалы, не нашла препятствий для причисления епископа Германа к лику святых мучеников.

Среди расстрелянных вместе с владыкой Германом священнослужителей был уроженец Коми края протоиерей Стефан Ермолин, также причисленный к лику новомучеников. О вере святого можно судить только по одному факту: он стал священником в 1926 году, когда гонения на Церковь уже стали массовыми.

Личное знакомство с епископом Германом привело к мученическому венцу и бывшего коммуниста, члена ВКП(б) с 1918 года Павла Елькина. В 30-е годы ХХ века он отходит от идеалов коммунизма, его арестовали и расстреляли 15 сентября 1937 года вместе с другими жертвами доноса, написанного на владыку Германа.

***

В воскресенье, 17 сентября, Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». С этим чудотворным образом связана история, произошедшая с моими знакомыми. Они живут в деревянном доме на двух хозяев. Однажды хозяйка дома Раиса заказала в храме молебен перед иконой «Неупиваемая чаша», однако по ошибке его отслужили «Неопалимой купине». Через несколько дней у ее соседей начался пожар, выгорел практически весь дом. Однако пожар остановился на общей стене. Со стороны соседей она обгорела, со стороны моих знакомых осталась совершенно целой. Половина дома, принадлежавшая Раисе, была нетронутой. Вот такие чудеса…

Эта икона считается покровительницей пожарных, потому что имеет особую благодать защищать от огня.

Вообще же этот образ связан с Ветхим Заветом. Название иконы «Неопалимая Купина» произошло от библейского  сюжета о чудесном видении пророка Моисея горящего тернового куста (купины), охваченного пламенем и не сгорающего в огне. Из этого пламени он услышал Глас Божий, возвестивший ему о грядущем избавлении еврейского народа от египетского рабства (даже праздник иконы отмечается Церковью в один день с празднованием пророка Моисея). Купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.

Великому пророку Божию Моисею посвятил свою проповедь протоиерей Роман Нец.

«Великий пророк и законодатель израильтян Моисей родился в Египте, где находились в то время в плену евреи, приблизительно в 1570 году до Рождества Xристова и был воспитан дочерью фараона. Моисей преставился в возрасте 120-ти лет и был погребен, но никто не знает места его погребения.

Все ветхозаветные пророки должны были подготовить народ к приходу Спасителя. Первым в ряду пророков Божиих стоит Моисей. Мы привыкли использовать слово «пророк» в значении «предсказатель». Это не совсем верно. Пророки — люди, которых Бог призвал, чтобы возвещать Его слово, которое далеко не сводилось к предсказаниям. Через Моисея народу Божиему был дан Закон – 10 заповедей, которые и для нас являются мерилом нравственности.

Все мы знаем, что пророк Моисей вывел свой народ из плена, такова была Божественная воля. Эту Божественную волю он исполнял каждое мгновение своей жизни.

И для нас здесь важны две вещи. Первое – что в нашей жизни всегда должен быть некий путеводитель, который должен показывать нам путь нашего освобождения из плена греховного, как Моисей показал путь из египетского плена своим соотечественникам. И второе, что мы должны помнить: когда евреи стали выходить из Египта, следуя за пророком Моисеем, то они роптали, что у них нет пищи. Господь посылал им манну с неба, Божественную пищу, но народ возлюбил больше пищу своих завоевателей египтян и мечтал снова есть ее. Мы напоминаем этих людей, потому что больше возлюбили плен грехов и страстей, чем свободу Божию.

Перед человеком всегда стоит выбор, либо жить в Боге и стремиться к Нему, исполнять Его заповеди, либо отойти от Него и жить так, как живут грешные люди. Будем же стремиться к Божественному свету и открывать для себя Божественную любовь, тогда наша жизнь будет всегда радостной, теплой и счастливой. Молитвами Богородицы и всех святых помилует нас Господь! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *