«Боже, милостив буди мне грешному!»

Великая княгиня Елизавета Феодоровна и простая воспитательница, а позже медсестра Татьяна Гримблит, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, и рязанский крестьянин Василий, чья фамилия нам неизвестна, — что объединяет этих столь разных людей? Все они включены в Собор новомучеников и исповедников Российских, которых мы вспоминали сегодня.

Первым архиереем Русской Православной Церкви, погибшим от рук богоборческой власти, был митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он был убит вооруженными бандитами во главе с комиссаром-матросом неподалеку от Киево-Печерской Лавры 7 февраля 1918 года. На момент смерти митрополиту Владимиру было 70 лет.

По свидетельству келейника Владыки, преступники разгуливали по комнатам, требовали выдать «церковные капиталы», и, наконец, набросились на митрополита: сорвали панагию, душили цепочкой от креста, а минут через двадцать вытолкали на мороз и повели за ограду по направлению к крепостным валам. Владыка шел на верную смерть кротко, безропотно, осеняя себя крестным знамением… Пятница, ночь, «спящие ученики» и Христово одиночество в скорби – вот последние минуты архиерея…

Остановились между Лаврой и Никольским военным собором. Затем прогремели выстрелы… Не братья, а женщины, спешившие утром к службе, стали первыми свидетельницами его страданий. Митрополит Владимир лежал на снегу в одном белье, на теле его было множество штыковых и огнестрельных ран.

Жизнь его на первый взгляд кажется простой, в ней как будто и не было ничего такого, что предзнаменовало бы его мученическую кончину. Однако впечатление это поверхностное. Мученичество за Христа – это избранничество своего рода, его надо еще быть достойным. В силу чрезвычайной скромности Владыки многие дела его сокрыты, и лишь фрагменты его архипастырских наставлений показывают то духовное состояние, в котором он пребывал. 

В записках митрополита Владимира, адресованных пастве, одной из главных является тема смирения: «Быть смиренным значит ничего не знать о своих дарованиях и каких бы то ни было преимуществах, а считать их всегда милостию и дарами Бога, не ставить себя выше ближних своих, безропотно переносить обиды и оскорбления, подчинять свою волю воле других, стоящих выше нас, <…> не стремиться к тому, чтобы отличиться или блеснуть чем-нибудь, но заботиться о благоволении Божием. Вот в чем состоит истинное христианское смирение. Это – преданность Христу».

О смирении говорил в своей проповеди и настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Братья и сестры! Вот и еще на неделю ближе стали мы к Великому посту. В прошлое воскресенье мы вспоминали Закхея, желавшего обрести веру и познать Христа. А сегодня святое Евангелие предлагает нам задуматься о том, каким путем мы можем приблизиться ко Господу.

Мы слышали притчу о том, как два человека пришли в храм. Первым был фарисей, уважаемый в обществе человек, соблюдающий все правила и законы. Вторым был мытарь. Он собирал дань для поработителей, грабил людей. Два этих разных человека пришли в храм с одной целью — помолиться и покаяться.

Но внутренне они были не тем, что представляли из себя внешне. Фарисей, как мы видим, на самом деле начинает молиться и гордится тем, кто он есть и что он делает: постится, отдает десятину. А мытарь совершенно иначе подходит к Богу: с осознанием своей немощи, греховности, с ощущением покаяния, никоим образом себя не оправдывая.

Покаяние выражено в его единственной просьбе к Богу: «Боже, милостив буди мне грешному!». Эта просьба исходит из его сердца, которое, как мы видим, лишено всякой похвальбы, тщеславия или гордости. В нем только один зов к Богу, чтобы Он его простил, был к нему милостив. Господь заключает этот рассказ словами, что именно мытарь оправдан будет более, чем фарисей.

Фарисей осуждал всех за видимые грехи, но он не видел грехов внутри себя, страстей своих духовных. За грехи осуждал всех людей, а в себе грехов не видел. А это были и гордость, и зависть, и неприязнь, и ненависть, и осуждение. Все это гнездилось в его душе. Как часто это случается и с нами! В другом видим все самое плохое, а себя хвалим. Если же человек видит себя грешником, то он не будет осуждать другого за грехи.

Также в сегодняшний день мы вспоминаем новомучеников и исповедников Российских и их молитвам вручаем свои бессмертные души, не забывая учиться у них основам праведности: смирению, покаянию, самоукорению, самоуничижению. Не зря вчера на всенощном бдении мы слышали великие молитвенные слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Только в покаянии найдем верный путь в Царство Божие. Впереди Великий пост, а значит, есть у нас время начать эту непростую дорогу. Как весной оживает природа, так и наши души пусть расцветут на пути к Пасхе.

Подумаем сегодня над притчей, которую Христос рассказал каждому из нас, помолимся, посмотрим внутрь себя, наберемся решимости и вздохнем от всего сердца: «Боже, милостив буди мне грешному!» Аминь!».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *