«Буду я служить до гроба Правде, Истине святой…» (к дню памяти мученицы Татианы Гримблит)

23 сентября 1937 года на полигоне Бутово была расстреляна Татьяна Гримблит, ныне прославленная в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Это имя сегодня малоизвестно даже верующим. Однако в 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Это и неудивительно, ведь то, что делала эта одинокая слабая женщина, вызывало удивление даже у воцерковленных людей.

Она не была монахиней, нет сведений о каком-то особом духовном, мистическом опыте, которым она делилась с окружающими. Нельзя даже сказать, что она обладала каким-то особенным авторитетом среди верующих, почитателей, последователей, учеников у нее никогда не было. Не было, по всей видимости, и слишком близких друзей. В жизни ее не было ни ярких подвигов, ни славы.

И все же, для гонимой Русской Церкви того времени она стала зримым воплощением Евангелия. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Просто носила передачи: изо дня в день, из года в год. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать так же других христиан. И в этом заключалось христианство Татьяны Николаевны. Настоящая любовь, которая, по слову апостола Павла, «не ищет своего» (1 Кор 13, 4). Любовь к Богу и Церкви Татьяне с детства привил ее родной дедушка, известный томский пастырь протоиерей Антонин Мисюров.

Гимназию она закончила в 1920 году. В том же году умер ее отец. Татьяна устроилась на работу воспитательницей в детскую колонию «Ключи». С тех пор и до конца своих дней она все время была рядом с заключенными и страждущими, не раз и сама побывала в заключении. Почти все средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, она меняла на продукты и вещи и передавала их заключенным в Томскую тюрьму. При этом ей было не важно, каким людям она помогает, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, – и тем передавала.

В 1923 году, когда Татьяна повезла передачи нуждающимся заключенным в тюрьму города Иркутска, ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности. Видимо, не найдя состава преступления, через 4 месяца ее отпустили. В 1925 году последовал новый арест – на этот раз отпустили через 7 дней. Несмотря на очевидную опасность своего положения, Татьяна и не думала прекратить помощь нуждающимся.

К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. Со многими из них она вела переписку, некоторых стала считать своими близкими людьми. Круг ее знакомств в церковной среде стал чрезвычайно широким, что не давало покоя секретному отделу ОГПУ. Вскоре Татьяна вместе с несколькими томскими священниками была снова арестована.

 ОГПУ вынесло удивительное в своей абсурдности постановление, о том, что «дознанием не представляется возможность добыть необходимые материалы для гласного суда, но виновность все же установлена». Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Гримблит в Зырянский край на три года. Началось следование по этапу – месяц с лишним езды на поездах и пребывания в пересылочных тюрьмах. 1 июля 1926 года Татьяну привезли в город Усть-Сысольск. Однако уже через две недели, 15 июля, место ссылки было изменено – на оставшийся срок Татьяну отправили в Казахстан.

В ссылках Татьяна писала стихи. Больше всего стихов, дошедших до нас, было написано в Зырянском крае:

Вычегда плещет о берег крутой,

Жадно смотрю на струи:

Быстро проходят далекой мечтой,

Кину им мысли мои.

Пусть унесутся на север волной,

Я же на юг улечу,

Чтобы не встретиться с думой лихой,

Путь ей слезой оплачу.

Так начались земные мытарства Татьяны Николаевны. Допросы, новые аресты, ссылки, тюрьмы, доносы коллег – все, как у тысяч других исповедников Христовых в годы гонений.

Она опекала в госпитале больных, включая тех, к кому по своим служебным обязанностям не имела отношения. Когда один из больных скончался, она, не смущаясь присутствием других больных и медицинского персонала, осенила его крестным знамением, выдачу лекарств сопровождала словами: «с Господом Богом» и одновременно крестила больных, а тяжелобольным надевала на шею крестики.

В конце концов ей было предъявлено обвинение в антисоветской агитации и убийстве больных в подмосковной больнице, где она работала медсестрой. Смертный приговор был вынесен, и 23 сентября 1937 года ее приготовленная душа оказалась в объятиях Отца Небесного…

Постановлением Священного Синода от 17 июля 2002 года Татиана Гримблит причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Молодость, юность – в одежде терновой,

Выпита чаша до дна.

Вечная память мне смертным покровом,

Верую, будет дана.

(из стихотворения Татьяны Гримблит 1932 года).

***

Воскресную Божественную литургию в Покровском храме сегодня возглавил протоиерей Феодор Федько. Также он обратился к прихожанам со словами проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшний воскресный день называется Неделя перед Воздвижением, то есть перед праздником Воздвижения Креста Господня. Знаменательно, что этот праздник – второй в церковном году, а первый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы, начало нашего спасения, приход в мир Той, Которая стала звеном связи между Богом и людьми.

Так Святая Церковь напоминает нам о смысле и предназначении жизни христианина и каждого человека. И сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна со знаменитыми словами: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную!».

В этом чтении Господь напоминает Своим ученикам о древнем символе змея, который был сделан Моисеем по повелению Бога в пустыне. Это случилось, когда за ропот израильского народа Бог поразил его множеством ядовитых змей и много людей умирало. И тогда Бог сказал взмолившемуся Моисею, чтобы он сделал медного змия, воздвиг его на шест и установил высоко, чтобы каждый мог увидеть, и каждый взглянувший получал исцеление.

И вот так же Крест Христов виден всем. Он становится из орудия казни орудием спасения. Бог посылает Своего Сына, чтобы выступить против главного врага – смерти — и победить его Своим Воскресением.

И это, дорогие братья и сестры, наша великая радость, основание нашей надежды на спасение, потому что оно возвещено и доступно, и даровано всем людям. От них зависит — принять это спасение или отвергнуть, но к спасению призваны все люди, все люди искуплены бесценной кровью Господа нашего Иисуса Христа, пролитой на кресте. За всех Он был распят, за всех Он умер, для всех Он воскрес.

Взойти на небо, то есть достигнуть высшей степени счастья и блаженства в вечной жизни, человек не в состоянии из-за своей ограниченности, и поэтому  Господь наш Иисус Христос, сошел на землю, чтобы нас, людей, возвести на небо. Только при помощи благодати Божией, при содействии милости и любви Божией мы можем достичь вечного спасения, вечной жизни и блаженства на небесах. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *