Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» («Утешение»)

В сегодняшний воскресный день Церковь прославляет Ватопедскую икону Божией Матери, которая находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедского он получил от того, что близ этого монастыря упал в море с корабля юный царевич Аркадий и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь нашли его стоящим под кустом, недалеко от обители. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Святой царь Феодосий Великий в благодарность за чудное избавление сына украсил и щедро одарил Ватопедский монастырь.

Мы вспоминаем сегодня чудесный случай, произошедший в 807 году, 3 февраля, когда Пресвятая Богородица обратила Свое лицо к игумену монастыря, стоявшему на молитве близ святой иконы, и предупредила его о намерении разбойников ограбить обитель.

Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.

В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для  отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, которая грозила монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились.

Младенец Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Пораженный игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы Божьей матери. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевленные иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.

С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так как на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Ее дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг.

Также 3 февраля Церковь вспоминает преподобного Максима Грека, инока все той же Ватопедской обители, который приехал в Москву по приглашению великого князя Василия Иоанновича. В XV веке на Руси не было образованных богословов-переводчиков, и митрополиты Московские приглашали из Греции ученых монахов для перевода богослужебных книг, которыми мы и поныне пользуемся, совершая Литургию, всенощное бдение.

По прибытии в Москву Максиму Греку было поручено перевести на славянский язык толкования на Псалтирь и на книгу Деяний Апостолов, несколько богослужебных книг.

Когда великий князь Московский Василий Иоаннович решил оставить свою законную супругу из-за ее бесплодия, преподобный Максим Грек один из немногих вступился за правду, обличив князя, что положение его обязывает иметь человеколюбие и милосердие к ближнему. За это преподобного Максима запретили в служении и заключили под стражу на шесть лет.

С этого времени начались для преподобного годы лишений, но, как пишет Апостол, любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8:28). Пребывая в темнице, святой подвижник написал углем на стене камеры канон Святому Духу, который и ныне читается в церкви за богослужением во второй день праздника Святой Троицы.

По освобождении из тюремного заключения Максим Грек еще в течение двадцати лет находился в поношении, смиряясь пред Промыслом Божиим, хотя по-человечески мог бы и возроптать. Он же не был ни преступником, ни убийцей, ни вором, а старался всю жизнь честно служить Господу. Единственной его «виной» было то, что он сказал великому князю правду Божию.

Житию преподобного была посвящена проповедь настоятеля Покровского храма протоиерея Феодора Федько:

«Сегодня за Литургией мы слышали слова Святого Евангелия: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк. 6:22). Их по праву можно отнести к преподобному Максиму Греку, память которого мы сегодня молитвенно совершаем. Преподобный Максим вступился за несчастную женщину, не убоявшись гнева великого князя, и до самой смерти терпел за доброе дело гонения и заключения. Он оказался в гуще церковных и политических распрей того времени и пострадал за правду, которую пытался донести до властей.

Мы же терпим скорби за то, что, напротив, стыдимся заступиться за невинно осужденного, попирая свою христианскую совесть, чтобы не потерять хорошее расположение друзей, начальников. В то же время мы ропщем, когда встречаем несправедливость по отношению к себе, когда никто не хочет нам помочь.

Как бы все это было плачевно, если бы над нами не было премудрого Промысла Божия, устраивающего на пользу спасения души даже наши проступки и грехопадения. Ведь цель попущенных нам Богом испытаний не в том, чтобы нас безжалостно наказать, а в том, чтобы привести к покаянию, чтобы из своих ошибок мы извлекали уроки христианской нравственности.

Преподобный Максим Грек заслужил своей праведной жизнью, своим исповедническим подвигом дерзновение пред Господом ходатайствовать о нас, грешных, чтобы и мы стали стремиться ко Господу, Который является истинным Подателем всех благ, необходимых для жизни – и духовных, и материальных. Призываю на вас молитвами преподобного Максима Грека Божие благословение. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *