Великий Четверг: тайна нашего спасения

В Великий Четверг совершилось то, что теперь совершается каждый день на протяжении вот уже двух тысяч лет в Церкви Христовой: Тайная вечеря, последняя трапеза Господня с учениками перед Его страданиями и смертью…

В этот день Он сказал своим ученикам слова, которые звучали и звучат странно по сей день: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета…» (Мф, 26:26) Говорили же ведь римские язычники про христиан, что они приносят человеческие жертвоприношения.

В Таинстве Евхаристии мы соединяемся со Христом. Но почему именно так: через вкушение Тела и Крови? Дело в том, что Господь дал нам приобщиться к Себе тем образом, какой наиболее обычен для нас: в виде питья и пищи. И это уподобление самым простым и естественным человеческим действиям говорит нам о том, что быть готовым к Причастию — это прежде всего духовно проголодаться, возжаждать Христа. Человек ест, когда он голоден, — и он причащается тогда, когда испытывает жажду Бога.

На Тайной вечере вместе с верными учениками Христа присутствовал Его предатель — Иуда Искариот. Несмотря на то что Господь прямо за трапезой в Сионской горнице дал Иуде понять, что Ему ясны его намерения, тот не захотел переменить своего страшного решения. Когда же после Тайной вечери в Гефсиманском саду Христос увидел Иуду, пришедшего вместе с солдатами, Он сказал ему: «Друг, зачем ты пришел?», и здесь видны и сочувствие, и жалость, и боль за отпавшего ученика.

Иуда видел в Христе земного царя, пришедшего, чтобы освободить иудеев от захватчиков. Когда же он понял, что это не так, то разочаровался в своем Учителе. Иуда не понял главного: Христос дает не земные богатства, здоровье, славу… Но Христос дает нам иное, и гораздо большее всего этого — Самого Себя.

В Гефсиманском саду после Тайной вечери Он молился до кровавого пота, потом претерпевал ужасные мучения на Кресте. Он прошел весь человеческий путь: от соткания в утробе Матери и рождения до смерти. И прошел через все: через искушения, страдания и даже через богооставленность. И все для того, чтобы не оставить человека одного ни в какой ситуации его жизни. Христова Церковь означает, что теперь Бог с человеком всегда. И Бог не просто «над» человеком, но удивительным, тайным образом сочетается со Своим творением, наставляя, оберегая, вразумляя его, милуя и спасая. Теперь человек знает, чувствует и получает через Церковь живую жизнь во Христе. И Тайная вечеря, совершающаяся сегодня, и наше в ней участие — вступление в эту жизнь.

Мы, наше спасение и вечная жизнь «куплены дорогой ценой» (1Кор, 7: 23), по слову апостола Павла. Эта цена — страдания Спасителя в последние дни Его земной жизни. Воспоминанию тех страшных часов посвящена вечерняя служба, совершающаяся в четверг Страстной седмицы. Ее называют «12 Евангелий», потому что на ней читаются двенадцать отрывков, рассказывающих о Страстях Господних.

В этих тяжелых фрагментах мы видим самих себя. Мы знаем, что каждый, кто соприкасался со Христом в Его последние дни, делал свой выбор. Мы видим Иуду, бредущего в темноте с мешком монет.

Мы видим и учеников, которые находились рядом со Христом, а потом разбежались. Мы видим апостола Петра, который последовал за Спасителем во двор первосвященника и клялся до этого, что он готов идти на смерть вместе со своим Божественным Учителем. Но вот он говорит: «Не знаю я этого человека!» (Мф, 26: 74).

Однако видим мы и Пресвятую Богородицу, и апостола Иоанна Богослова у Креста. Встречаем и разбойника, который, обращаясь ко Спасителю, говорил: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). И Господь ответил: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43).

«Как немного нам, братья и сестры, нужно, чтобы быть со Христом. Но невозможно нам прожить эту земную жизнь и достичь цели нашей жизни, если в ней не будет Христа. У каждого из нас свой крест, каждый из нас находит в себе силы для того, чтобы принять то или иное решение. Очень часто мы делаем выбор в удобство этого мира, в угождение людям, как это сделал Пилат, который хотел сохранить свою власть. Посмотрим в свою жизнь, какой выбор делаем мы с вами?

Нам нужно остановиться в этой жизни, опомниться, осознать, зачем мы живем, потому что жизнь скоротечна. Господь долготерпелив и многомилостив, и мы не знаем, будет ли у нас с вами возможность, как у благоразумного разбойника, обратиться ко Христу. У нас есть эти святые дни Страстной седмицы для того, чтобы мы задумались о своей душе, чтобы мы обратились сегодня ко Христу, потому что не знаем, будет ли у нас завтра. Желаю вам помощи Божией, крепости душевных и физических сил!», — обратился к вам, уважаемые читатели, благочинный Центрального церковного округа города Сыктывкар протоиерей Феодор Федько.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *