«Велик Бог Христианский!»

Завтра, в великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в России празднуют День воинской славы в память о победе русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 года.

Накануне этого дня, 20 сентября, Русская Православная Церковь вспоминает двух монахов, посланных преподобным Сергием Радонежским в помощь благоверному князю Дмитрию на поле боя. Это преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Житие этих святых сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками преподобного Сергия Радонежского, иноками Троице-Сергиева монастыря. Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием.

В день Рождества Богородицы перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей. Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями.

Не воин, а ушедший из мира монах принял вызов врага и первым пал на поле Куликовом. Как ураган зашумела битва, лилась кровь. А в это время в Свято-Троицкой обители игумен Сергий провидел духом весь ход битвы и вместе с братией возносил Господу и Его Пречистой Матери горячие молитвы о предании сил русским воинам.

Утомленные натиском татарского многочисленного войска, русские стали отступать. Великий князь был ошеломлен сильным ударом и лежал без чувств на земле. Уже слышны были победные крики врагов, но вдруг в бой вступили несколько полков, до этого находившиеся в засаде. С быстротой ветра полетели они на неприятеля. Неожиданное появление свежего войска так ошеломило татар, что они обратились в беспорядочное бегство. Хан Мамай, следивший за боем с Красного холма, с тоской воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и сам поспешно побежал вслед за другими.

Сведения о втором иноке, Андрее Ослябе, разнятся: среди историков нет единого мнения, остался ли он в  живых или погиб на Куликовом поле.

Прошло 640 лет со дня Мамаева побоища, но память о битве не изгладилась из памяти народа до сегодняшнего дня. Если бы хан Мамай одолел князя Дмитрия, Русь была бы тогда также раздавлена, как и 200 лет до этого при хане Батые, и едва ли смогла бы снова скоро воскреснуть.

Еще много раз после Куликовской битвы татары появлялись на русской земле, но уже не как хозяева, а как воры. Куликовская победа ознаменовала конец татарского владычества не только для Руси, но и для всего остального христианского мира. Русское государство встало непреодолимым барьером на пути монголо-татар в Европу.  

По-разному можно показать любовь к ближнему. Монахи Пересвет и Ослябя отдали жизнь, чтобы защитить русских матерей, детей, стариков. Тем самым они исполнили важнейшую заповедь, о которой говорил Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф, 22: 37-40).

Именно эти слова Евангелия читались сегодня на Божественной литургии, им настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько посвятил проповедь, в частности, он сказал: «Любим ли мы ближнего? Часто по своей гордыне человек не может любить. Он завидует коллегам на работе, не может принять, что кто-то живет лучше его. Мужа может раздражать жена, которая больше зарабатывает. Так гордость людей уничтожает в них любовь. Так разрушаются семьи, портятся отношения с коллегами и друзьями.

А если мы не любим людей, то как можем любить Бога, Которого и не видели никогда? Но ведь мы подобие Божие, значит, любовь заложена в нас изначально, она наше неотъемлемое качество. Все в мире — и небо, и земля, не только закон и пророки — утверждается на любви. Убери закон любви, и все рассыплется. Если человек ее не чувствует, значит, душа его омрачена, в ней царит страшное состояние окамененного нечувствия, духовной сухости.

Преодолеть такое состояние тяжело, требуется упорная работа души, желание вернуться ко Господу в Его объятия Отца. Будем молиться, чтобы Христос даровал нам Свои милости, любовь и благословение».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *