Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? В переводе с церковнославянского это слово значит «встреча». День Сретения  — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы, древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место.

Сретение произошло через сорок дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в храм очистительную жертву.

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

Итак, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

К ним подошел древний старик, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2: 29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2: 25-26).

И вот день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою невозможно, непостижимо долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это песнь Симеона Богоприимца, или иначе «Ныне отпущаеши».

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2: 37-38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что показали всем нам, как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

Во всех храмах России сегодня служится Божественная литургия. Пусть сегодня будний день, но праздник от этого не становится менее радостным и теплым. Настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько поздравил всех читателей нашего сайта:

«Ныне отпущаеши раба Твоего», — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства, приближается Царство Небесное!

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение, его встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто. Спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его в других людях. С праздником, дорогие!».

Также сегодня в храме был совершен чин освящения свечей в знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия. Для лучшего понимания смысла этого действия можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны, вода освящается малым чином. Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня. Также и со сретенскими свечами – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение. Обычно принесенные домой в этот день сретенские свечи возжигают во время молитвы в особых случаях, например, при решении важных жизненных проблем.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *