«Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы обретение» (9 марта – первое и второе обретение честной главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)

Вот мы и приблизились вплотную к первой неделе Великого Поста, проникнутой духом покаяния и духовного плача. Всю следующую седмицу мы будем слышать на повечерии великий покаянный канон Андрея Критского с припевами: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», молитву преподобного Ефрема Сирина.

И как бы в преддверии этого покаянного настроя святая Церковь предлагает нам вспомнить святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, которого Она именует учителем покаяния. Святой Иоанн начал свою проповедь призывом: «Покайтесь!», вся его жизнь и сама мученическая кончина была этим неумолкающим призывом. И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем.

Святое Предание говорит о том, что после усекновения главы святого Иоанна Крестителя нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в «безчестном месте». Но жена царского домоправителя Иоанна, о которой упоминает евангелист Лука, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской.

Когда до Ирода дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, он приказал проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, он стал думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом его заблуждении повествует Евангелие от Матфея (Мф. 14:2).

Через много лет поместье, где была захоронена глава Предтечи, перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который захотел построить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с главой Крестителя, от которой совершились многие благодатные знамения. Так произошло первое обретение главы.

Иннокентий перед смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, снова скрыл ее. Но во время царствования Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим, явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. С тех пор она была хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, проповедовавший ересь Ария. Он совершал множество исцелений от святой главы, приписывая благодать исцеления своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать, закопав святыню в пещере, близ города Емессы. Впоследствии на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе.

В этот день после Божественной литургии в Покровском храме протоиерей Феодор Федько произнес проповедь, посвященную смыслу проповеди святого Иоанна Предтечи:

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Святая Церковь сегодня вспоминает обретение честной главы Иоанна Предтечи, которого именует учителем покаяния, ведь вся его жизнь была призывом: «Покайтесь!». На первый взгляд может показаться непонятным — неужели покаянию нужно учиться? Но в действительности оказывается, что покаяние — дело далеко не простое.

Слово «покаяние», произнесенное по-гречески, дословно переводится как «изменение ума», то есть изменение всего образа мыслей и чувств человека. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто осознает, что он духовно глубоко болен. Спаситель нужен лишь тому, кто видит, что он погибает.  

Преподобный Пимен Великий говорил, что духовная жизнь человека начинается с познания себя. В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа: «даруй ми зрети моя прегрешения». Но как нам увидеть их? Чтобы разглядеть грязь на своем лице, человек должен посмотреть в зеркало. Чтобы увидеть грязь в своей душе, человек должен посмотреть в Евангелие. Евангелие — это наше духовное зеркало, которое показывает нам эталон человечности. Просвещенный светом Евангелия христианин ясно видит, что не способен сам по себе не только совершить, но и помыслить что-то по-настоящему доброе.

Грех и зло до того проникли в нашу душу, что овладели нашим внутренним источником мыслей и чувств. Все это видит христианин и, признавая в себе невозможность освободиться собственными силами от яда греха, падает в смирении перед Богом. Такое призывание на помощь благодати Божией — отличительное свойство правильной духовной жизни.

Когда мы усердной молитвой низведем благодать Господа нашего Иисуса Христа в свою душу, предадим ей свое сердце и дадим беспрепятственно действовать в нас и врачевать наши недуги, то бездна тьмы и зла исчезнет и создастся сердце новое, обновится дух. И мы облечемся прежнею первозданною красотою непорочности и правды, которая да будет со всеми нами благодатью Христовой и молитвами святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *