Вера сотника и удивление Христа

Люди часто думают, что они лучше других. Умнее, добрее, благочестивее. Вспомнить хотя бы того же мытаря, который благодарил Бога за то, что он не мытарь. Еще люди часто не общаются с другими, потому что считают себя выше. Бомжи, алкоголики, просто неприятные люди находятся вне нашего круга, и мы практически никогда не выходим за его пределы. А если и выходим, то демонстративно морщимся и брезгливо стараемся поскорее прекратить это общение и вернуться в наш уютный уголок.

В этом смысле мы ничем не отличаемся от иудеев, живших во времена Христа. Ты язычник? Значит, ты никто, разговаривать с тобой не будут да еще, пожалуй, плюнут вслед, проворчав про себя какое-нибудь оскорбление. Это норма.

Но вот ко Христу подходит римский сотник. Кто он такой? Мало того, что язычник, так еще и оккупант, представитель власти, захватившей страну. Это враг народа. И вдруг этот военачальник начинает разговаривать с Иисусом, просит Его о помощи. Выказывая уважение и почтение к еврейскому пророку, он говорит: «Тебе не надо идти ко мне домой, но скажи только лишь слово, и мой слуга исцелится».

Услышав такое заявление сотника, Спаситель изумляется: во всем Израиле он не встретил такой веры. Далее Христос говорит: «Истинно говорю вам, многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства будут извержены вон». Что означают эти слова? Это пророчество о том, что веру во Христа примут язычники.

Но как в принципе могла произойти такая ситуация? Как у человека, который находился в религиозном заблуждении, был язычником, вера оказалась крепче и сильнее, чем у самых благочестивых евреев?

Вера – это огонь, который дарит свое тепло окружающим. Сколько есть вроде бы верующих людей, которые холодны, равнодушны к другим. И сколько есть вроде бы и неверующих, но способных к отзывчивости, искренней доброте, готовых помогать всем, кто нуждается в этом. Кто из них ближе к Богу и Царству Его? Иудеи, осуждавшие Христа за исцеление в субботу или римский сотник, который просил помощи не для себя, а для своего слуги, и этим показал свою доброту? И на эту сердечную боль откликается любящее сердце Господа.

«Ничему не удивляется Господь, — говорил святитель Иоанн Златоуст, — ничьей мудрости, ни уму, ни красоте этого мира, ни дивным событиям, которые происходят в истории. Он удивляется только вере и ее только ищет».

О значении этого евангельского отрывка, который читался сегодня на Божественной литургии, размышляет с нами настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько:

«В чем показал римский сотник в Капернауме веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него?

Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твердая вера во всемогущество Христа: «Скажи только слово, — говорил он Спасителю, — и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8: 8-9). А Христос, рассуждал сотник, Всемогущий Чудотворец, поэтому по одному слову Его исполнится все, чего Он захочет. Эта твердая вера была угодна и приятна Спасителю. Такой веры требовал Он от всех, кто обращался к Нему с нуждами и просьбами: «Веруете ли, что Я могу это сделать? По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 28-29).

В прошении сотника обнаружилась и смиренная вера, вера человека, проникнутого глубоким сознанием своего недостоинства. Иисус Христос хотел лично прийти к больному слуге сотника, тот же, отвечая, сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Так и нам следует иметь смиренное сознание своего недостоинства, своего бессилия и немощи. «Бог, — пишет святой апостол Петр, — гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).

Наконец, в прошении сотника обнаружилась вера в соединении с любовью к ближнему. Из любви, из сострадания к другому человеку сотник и заботится, и беспокоится, и так смиряется пред Спасителем: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8: 6). За это на его любовь и отозвалась Божественная Любовь и сейчас же исполнила прошение веры.

Итак, дорогие братия и сестры, будем обращаться к Богу со своими прошениями с верой живой, сердечной и несомненной, наполненной любовью к ближним, и тогда Господь услышит наши прошения и исполнит их, потому что Он Сам сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть необходимое для временной жизни вашей) приложится вам» (Мф. 6: 33)».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *