Вечерня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

Великий пост начался, и сразу же, как в прорубь, зажмурив глаза, мы погрузились в обжигающие слова покаянного канона Андрея Критского. Еще вчера просили прощения друг у друга, теперь пришел час извиняться перед Богом. Да, вчера было тяжело, но сейчас намного хуже. В Прощеное воскресенье мы стояли среди таких же грешных и слабых людей, сегодня стоим пред скорбным ликом Господа. И открывается нам бездна собственной души.

Канон преподобного Андрея Критского настраивает душу на постный, покаянный лад. Он разделен на четыре части и читается за Великим повечерием  в первые четыре дня Поста.

Его можно назвать покаянным плачем, показывающим нам всю необъятность, всю бездну греха. Канон трогает душу раскаянием и надеждой. Святитель Андрей рассказывает нам не о райских наслаждениях и красотах, нет, он показывает нам сложность борьбы с грехом.

В течение четырех вечеров девять песен Канона вновь и вновь говорят о духовной истории мира, которая в то же время стала историей души каждого из нас. Слова Канона призывают нас к ответу, хотя говорят они о событиях и делах далекого прошлого.  

Святой Андрей Критский говорит о непостоянстве и хрупкости нашей жизни, в которой мы ничего не успеваем, о мимолетности времени. В Каноне много раз говорится о глубинах душевной скорби. Отвращение и тоска охватывают человека из-за пустоты его дел, волнений, забот, в которые он погружается, чтобы не думать о будущей смерти. Человеческая тоска является тоской по утраченному Раю, и загорится наше сердце только в присутствии Господа.

Чтобы понять и прочувствовать Великий канон, нужно знать библейскую историю. Современному человеку это может казаться скучным, однако Библия, в том числе и Ветхий Завет, – это источник нашей веры. Вот почему Великий пост начинается чтением Канона: мы возвращаемся к творению мира, грехопадению, искуплению, то есть к самым основам нашей духовной жизни.

Великий канон — это плод покаяния, который принес Богу сам святой Андрей. А что принесем мы? О событиях Священной истории святой говорит, как о событиях своей жизни, и не находит в ней ни одного грешника, на которого сам не был бы похож. Но любому человеку, который способен на такое покаяние, на честную оценку себя, Господь дает возможность измениться. Этот путь каждой человеческой души — от отчаяния к надежде — и описывает Великий канон святителя Андрея Критского.

***

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста во всех храмах Сыктывкарского Центрального церковного округа вечерами совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В Покровском храме богослужения возглавляет протоиерей Феодор Федько.

О чем думают люди, стоящие рядом друг  с другом в темной, освещаемой лишь свечами церкви? Они рыдают, как царь Давид, который предал на смерть воина, женился на его жене, а потом понял, что он сотворил, и через пост и покаяние вернулся к Богу. Скорбят, глядя на поступки Каина, который ненавидел брата и потом убил его по зависти. Вглядываются в себя, спрашивая: «Не я ли это, Господи?»

Полумрак храма будто вздрагивает от возгласа священника, окутанного глубиной алтаря. На клиросе начинают петь тихо-тихо и до того печально, что щемит сердце: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися…».

Народ, вздыхая, вторит хору: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя…». Все сегодня равны, все полны умиления и светлой печали, все полны решимости пройти Пост до конца. Конечно, не у всех это получится, мы немощны, увы, но дни чтения Великого канона всегда особые. Не зря так ждет их каждый православный. Это время честного разговора с самим собой и с Богом, время осознания своего «я», время покаяния и примирения.

Хорошо бы постараться сохранить такое молитвенное состояние плачущей души, запомнить это прикосновение Божие к нашей жизни, это ощущение, что время остановилось. Двери в Вечность приоткрываются в эти дни, за темнотой храма открывается лазурное сияние Небесного Царства…

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *