Вход Господень в Иерусалим 2018

Прошло больше двух тысяч лет, как весь Иерусалим всколыхнулся от вести о величайшем чуде воскрешения Господом Иисусом Христом четверодневного мертвеца Лазаря. Надо было встретить со славой Чудотворца, сотворившего такое неслыханное чудо. Народ постилал свои одежды на дороге пред Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями, и в восторге восклицал: «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»

Иисуса Христа встречали как Владыку. Ему кричали «Осанна!», что значит «спаси же». В Нем видели Спасителя. Казалось бы, радостью должно было наполниться сердце Господа Иисуса, но Он, глядя на Иерусалим со спуска горы, плакал. Он, Всеведущий Сын Божий, знал, что неверный народ еврейский уже через пять дней будет так же дружно кричать Понтию Пилату: «Распни, распни Его!».

Почему? Потому что Он не даст толпе того, чего она хочет. Толпа хочет, чтобы Он основал земное царство. А Он принес им другое, вечное Царство, куда входят только добровольно, верой и любовью. Толпа хочет, чтобы Он уничтожил ненавистных язычников, захватчиков римлян, а Он пришел дать всем прощение грехов и жизнь вечную. Толпа ждет, чтобы он дал ей земные блага, а Он пришел дать небесные. Люди хотят, чтобы Он избавил их от внешнего угнетения — от тех людей и обстоятельств, которые делают их жизнь тяжелой. А Он пришел спасти Своих людей от их грехов.

Поэтому-то на иконе праздника, к которой все мы сегодня прикладывались в своих храмах, на переднем плане люди, восклицающие «Осанна!», а на заднем – пещера, в которой будет погребен Христос, когда Его снимут с креста…

***

Накануне праздника Входа Господня во Иерусалим преображаются православные храмы. Прихожане, отовсюду стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на весенние луга. Каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по-церковнославянски – с «вайями»). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба – символ весны и духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе ростки великой Пасхальной радости.

Освящение верб по Уставу Церкви происходит в субботу во время Всенощного бдения накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Конечно, освящаются вербочки и в воскресенье после Божественной литургии, потому что Церковь как любящая мать снисходительна к человеческим слабостям и проблемам.

И в субботу вечером, и в воскресенье с утра храмы Сыктывкарского Центрального Церковного округа были переполнены молящимися людьми. Всматриваюсь в их лица. Глаза, заглядывающие глубоко внутрь себя: «Как я встречаю Господа? Впереди Страстная, помоги мне, Боже». Наш дорогой Владыка Питирим, наши родные батюшки – отец Филипп, отец Феодор, отец Михаил: уставший взгляд,  но сияющие лица… Потерпите, дорогие, еще немного. Постоянные, верные прихожане и люди, бывающие в храме один-два раза в год, — все невольно улыбаются навстречу священнику, кропящему их вербочки святой водой. Сосредоточенные лица подходящих к Чаше. А люди, стоящие во дворе храма, потому что внутри уже нет места, вообще достойны всяческого уважения!

Все мы – семья… Все мы сегодня так недалеко от Царя, которого встречаем, толпясь в храме, с вербочками в руках, и вместе смеемся и по-детски кричим при кроплении: «Батюшка, а на нас!… А на нас!…»

Все мы благодарим сегодня Господа за то, что Он идет на встречу со смертью, не только со Своей, но и с нашей смертью. Радуемся, потому что знаем: она от Него не уйдет, не спрячется, не убежит. Христос настигнет ее и уничтожит. Вчера Он уже показал это нам, вырвав Лазаря из ее гибельных объятий. А через неделю все мы воскликнем уже о Самом Господе: «Христос воскрес!»

Вербное воскресенье — это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в Кого я верю? За Кем готов последовать? Что для меня истина?» Об этом говорил в проповеди протоиерей Феодор Федько: «Труден и трагичен сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры. Им открываются двери Страстной седмицы — самого напряженного времени церковного года. Мы стоим с вербами сегодня, и Господь так хочет, чтобы никто из нас от Него никогда не отвернулся. Чтобы мы стояли при Кресте Его, а не прятались кто где.

Путь каждого из нас — это дорога сомнений, болезней, скорбей, слез, неожиданных испытаний, тревог и волнений. И какая радость, что мы в Церкви! Но чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужен гигантский труд, неимоверное усилие души, огромная искренняя любовь к Богу и ближним. Страшно, если все пространство нашей души занято только одним — самим собою. Пост должен был помочь нам открыть свое сердце для ближнего, открыть свое сердце для Вечности.

С чем выйдем мы сегодня из храма и с чем встретим светлое Христово Воскресение? Христос сегодня нам поставил вопрос: «А ты отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Моей любви, распятой, воскресшей?» Спросим себя, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим друзьям: «Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно»? На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос, когда выйдем с богослужения, спросим себя каждый раз, когда будем на него приходить, и тогда, может быть, что-нибудь проснется в нашей душе, что-то дрогнет. Может быть, тогда наступающая Страстная седмица окажется для нас началом нового понимания христианства, новых переживаний и новой жизни во Христе. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *