«В Бога богатейте…»

Святитель Митрофан родился в 1623 году недалеко от Владимира. Он начал служение Церкви на сельском приходе, оставшемся ему от отца — священника. Овдовев в 39 лет, Митрофан поступил в Успенский Золотниковский монастырь под Псковом. Спустя всего три года он был призван игуменом в соседнюю обитель. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием.

Через десять лет Патриарх Иоаким поставил его во главе большого монастыря под Москвой. И на новом месте святой был так успешен во всех  начинаниях, что его рукоположили в епископа новообразованной Воронежской епархии.

В бурный период смены власти старообрядцы, не принявшие реформ Патриарха Никона и подвергавшиеся суровым преследованиям, устроили публичный спор с Патриархом и несколькими епископами, одним из которых был Митрофан. Диспут проходил в присутствии царевны Софии и двух юных царей. Спор вылился в обмен оскорблениями, что привело к возмущениям, охватившим многие земли, в частности Воронежскую епархию, среди населения которой были лихие казаки и старообрядцы-раскольники.

В епархии не хватало просвещенных священнослужителей, способных противостоять раскольническим настроениям и языческим суевериям, по-прежнему живущим в народе. Новый же пастырь смело принялся за дело, желая прежде всего призвать священнослужителей к их духовному предназначению. «Вы – ангелы, – говорил он, – которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий». Епископ посетил все монастыри своей епархии и восстановил в них традиции святых отцов, напомнив монахам об их долге подвижничества и непрестанной молитвы за Церковь.

Святитель Митрофан боролся с суевериями, безнравственностью, влиянием старообрядцев. Благодаря его трудам авторитет Церкви начал быстро расти, символом этого стало строительство величественной Благовещенской церкви в Воронеже.

Молодой царь Петр I часто навещал иерарха и выражал ему свое восхищение. Но когда Митрофан понял, насколько опасно влияние на Петра западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к царю. Придя в ярость, тот под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21), – велел передать ему святой. Затем, готовясь к смерти, он велел звонить в колокола к торжественной вечерне. Царь одумался и убрал статуи языческих богов, бывшие причиной этой ссоры, но не отказался от своих реформ, имевших столь серьезные последствия для истории Церкви и русского народа.

В 1703 году святитель Митрофан заболел и принял схиму с именем Макарий. Он почил 6 декабря, произнеся перед народом проповедь, в которую вложил всю свою любовь и величие души. Царь лично присутствовал на похоронах епископа и произнес: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».

Вскоре в народе возникло его почитание, но официально он был прославлен лишь в 1832 году, когда были обретены нетленными его честные мощи.

Святитель Митрофан Воронежский в полной мере воплотил в своей жизни слова Спасителя о том, что нужно богатеть в Бога, а не собирать себе земные сокровища. Эта Христова заповедь звучала сегодня на Божественной литургии в притче о безумном богаче.

Притча повествует о человеке, который получил богатый урожай. Увидев такое изобилие, он подумал, что надо сломать старые амбары, построить новые, большие, и тогда можно будет сказать себе: «Живи, ешь, пей, веселись и не думай о завтрашнем дне». И Бог в ответ говорит ему: «Безумец, сегодня же твою душу заберут от тела, и кому останется все твое богатство?»

О чем говорит эта притча? На этот вопрос отвечает протоиерей Феодор Федько, настоятель Покровского храма: «Господь не говорит о том, что хороший, богатый урожай — это плохо. Каждый человек радуется хорошему урожаю, радуется, когда видит плоды своих трудов. Апостол Павел в своем послании, которые мы также слышали сегодня, предупреждает нас: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:10-11).

То, что человек трудился, угодно Богу. Но то, что он замыслил после — ешь, пей, веселись, отдыхай, не думай о завтрашнем дне, — это уже дела тьмы, потому что такой человек думает только о себе, и перестает думать об окружающих и ближних. И далее продолжает апостол: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). В каждую минуту, в каждую секунду дьявол все наши добрые начинания может превратить в греховные. Не успел человек ощутить благоденствие, как сразу появляются соблазны, которые отрывают его от реальности и увлекают в пагубные страсти.

Но разве есть воля Божия в том, чтобы человек погиб? Конечно, нет. И Бог предупреждает этого безумца: «Что ты думаешь о своем богатстве, если завтра ты умрешь?» Правильное богатство, — говорит Иисус Христос, — это богатство того, кто в Бога богатеет. Такой человек поделится благами, он подумает и о ближних, и о дальних, он скажет себе: продолжай работать, трудись, как трудился, и благодари Бога за то, что можешь кому-то помочь. Если мы богатеем в Бога, то мы собираем сокровища нетленные в Царстве Небесном. Давайте же об этом не забывать, тем более в дни поста! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *