«В Духе и Истине» (Ин, 4:23)

Сегодня на Божественной литургией читалось Евангелие о том, как Христос встретился у колодца с женщиной-самарянкой. Оно рассказывает нам, как Христос у колодца попросил напиться у простой женщины, которая ни по вере, ни по жизни, ни по духовному состоянию не была Ему близка. Она была самарянкой, вероотступницей. Самаряне отступили от закона Моисеева, смешались с язычниками, приобрели массу языческих обычаев и обрядов, исказили учение, которое Господь явил в Священном Писании. То есть Христос стоял на чужой земле, среди враждебного населения, обычно путники-иудеи, которые шли в Иерусалим, в Самарию не заглядывали.

Иудейский и самарянский народы веками враждовали. Даже стакана холодной воды в жаркий день самарянин никогда бы не подал иудею. И иудеи считали самарян предателями веры, не достойными даже того, чтобы с ними есть и пить из одной посуды.

И вот в дневной зной Христос останавливается у колодца Иакова – общей святыни самарян и иудеев — и начинает разговаривать с местной женщиной, обращается к ней с миром и любовью, более того, с просьбой: «Дай Мне пить, утоли Мою жажду». И с этого момента начинается очень важный разговор, который заканчивается для нее встречей с Богом и удивительным преображением всей ее жизни.

Неожиданно ей открылось то, что никому из апостолов в тот момент открыто еще не было. Удивительно, но она не спрашивает, как ей устроить семью, как получить свое земное счастье, но вдруг спрашивает о самых главных вещах: как поклоняться Богу, как встретить Мессию, когда придет время. Она не ищет земного, она ищет небесного. И ни тени сомнения в ее словах. И когда она спрашивает о небесном, Христос ей открывает Себя: «Я — Христос». Это самое главное знание было дано женщине — самарянке, родившейся в чужой стране и живущей без закона Моисеева.

Самарянка, поняв, Кто перед ней, больше ничего не спрашивает у Христа, потому что ей больше ничего не нужно. Она оставляет свой водонос и тут же идет к своим единоплеменникам, чтобы об этом возвестить. Ничего у Господа не узнав еще, она в этот момент стала источником жизни вечной, источником воды живой, потому что тут же, оставив свою воду, пошла, чтобы напоить этой водой жизни, этим знанием о Боге всех своих близких.

Настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько размышляет над строками Евангелия вместе с нами:

«Христос Воскресе! Христос говорит самарянке о том, в чем состоит истинный смысл жизни. Он говорит, что истинные поклонники поклоняются Отцу в Духе и Истине. В этих словах для нее раскрывается самое главное, что и для нас должно раскрыться как смысл и основание нашей веры. Ведь мы приходим ко Христу как удивительному животворящему источнику нашей жизни. Мы приходим к причащению Святых Христовых Тайн, становимся причастны благодати, которая нас наполняет и готова сделать нас совершенно другими людьми, такими, о которых говорит Христос: те, кто будет к этому источнику припадать, сами будут становиться источником жизни и смогут этой живительной водой напаять других.

Причащение Святых Христовых Тайн — это само Царствие Небесное, это Сам Христос, Который приходит к нам, с Которым мы соединяемся и Который отдает нам всего Себя всецело, до конца, во всей полноте. Он и есть источник жизни вечной, Он и нас готов сделать иными.

Разговор Господа с самарянкой говорит нам о том, что такое Жизнь с Богом, что такое духовная жизнь. Духовная жизнь — это наше соединение со Христом, а соединяемся мы со Христом, когда способны забыть о себе, о земном благополучии, о земных радостях и неудачах. Когда человек везде ищет Царствие Небесное, он рядом с Богом.

А мы все время хотим заменить Царствие Небесное земными образами. Но если мы по-настоящему захотим идти ко Христу, Он сделает нас Своим источником. Подходя к причастию Святых Христовых Тайн, даря свою любовь этому миру, каждому человеку, давайте помнить о том, куда мы идем и с Кем мы встречаемся. Мы идем, чтобы полностью принять Его муки и быть готовыми ко всему. Когда Господь встретит нас, жизнь станет совсем другой, как жизнь самарянки после этой встречи.  

У нее не появилось семейного счастья, ничего не поменялось во внешней жизни. Но, по Священному Преданию, сыновья ее стали святыми мучениками и сама она приняла мученическую кончину за Христа. Хорошо это или плохо? В глазах безбожного мира их судьбы очень трагичны; в глазах Христа они просияли.

Мы тоже должны решить для себя главный вопрос нашей жизни: а как мы хотим прожить? Беседа с самарянкой заставляет нас задуматься, что такое духовная жизнь, к чему нас призывает  Христос, где источник жизни вечной, который должен нас изменить. Давайте же будем стремиться к тому, чтобы Царствие Христово до конца наполнило каждого из нас и забило живым нескончаемым источником».

Этому же была посвящена проповедь иерея Ярослава Барабанщикова, которую он произнес перед Причастием на воскресной Божественной литургии в Покровском храме. В частности, он подчеркнул, что Господь в Евангелии не раз говорил о Себе как о Истине. Апостолы, а за ними и все священство, пронесли слово об этой Истине через века. Однако во все времена были люди, которые по наущению врага рода человеческого искажали Слово Божие и ловили в свои сети множество других. Отец Ярослав подчеркнул, как важно оставаться верными Истине, не поддаваться на лжеучения и ереси.

После богослужения духовенство и прихожане совершили Крестный ход вокруг Покровского храма.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *