В Кресте — наша победа!

Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы, и весь он перекликается с пасхальным Каноном.

Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24).

Крест с древних времен соотносился со смертной казнью, причем с одним из самых жестоких ее видов. Распятие на кресте являлось не просто смертным приговором для преступника, эта казнь была позорной, и ей подлежали только рабы. Свободных граждан Рима никогда не распинали на кресте. Это была не просто казнь, но страшнейшее поругание, унижение и наиболее мучительный способ лишения человека жизни.

С первых веков существования Церкви христиане придавали особое значение Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути, Крест Христов явился мостом, переброшенным через бездну, отделявшую нас от Бога.

Своим крестом Господь явил, что Его любовь всегда доходит до конца, и что в Своей любви к человеку Спаситель способен принять то, что совершенно несвойственно Богу – смерть. Ведь Бог – это жизнь, и Он чужд смерти. Для Бога смерть также чужда, как чужда тьма для света. Но Господь принимает человеческую смерть на Себя для того, чтобы дать человеку Свою жизнь. В этом смысле образ креста является для нас уже не образом казни, не образом орудия смерти, а символом дара жизни, который мы получаем благодаря любви Бога к каждому из нас.

В воскресенье 31 марта в Покровском храме была отслужена Божественная литургия. Настоятель храма протоиерей Феодор Федько произнес проповедь, посвященную Крестопоклонной неделе:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Называя третью неделю Великого Поста Крестопоклонной, Церковь обращается к нам словами Господа: «Пусть каждый из вас возьмет крест свой и вслед за Мной идет». Хотя мы называем себя христианами, но идем ли мы вслед за Христом? Святитель Феофан Затворник говорит: «Если есть христианин, то должен быть и крест. Если нет креста, то нет и христианина».

Какой крест мы взяли себе? Тот, который Господь дал нам — жить по закону Божиему. И если мы не живем по этому закону, то мы не несем никакого креста, мы не боремся с собой. Тому пример — наше поведение, наша жизнь. Как нам правильно настроить себя на духовное совершенствование? Надо себя ограничить, оградить себя от соблазнов.

Люди, которые стремятся жить по закону Божиему, должны показать пример, как вести себя, каким путем следовать. Зададим себе вопрос: являемся ли мы этим примером? Мало кто из нас может про себя такое сказать. Мы подаем соблазн гневом, раздражением, недержанием слова. Много раз обещаем себе исправиться, много раз даем обещание близким исправить одно, второе, третье… Но время идет, подходит Пасха, а ничего в нашей жизни не изменилось. Мы тонем в грехах. Взять Крест и идти за Христом означает распять себя, распять свои грехи, свои страсти, бороться с ними и победить их.

Без Божьей помощи человеку невозможно ни осознать свои грехи, ни победить их. Поэтому дни Великого Поста и обращают наше внимание на внутреннее устроение. Легко ли мы поддаемся соблазнам? Можем ли мы противостоять им и бороться с ними? Когда человек, находясь в плену у своих грехов, желает освободиться от них, то конечно, надо прибегнуть к помощи Божией благодати.

И преклоняясь перед Святым Крестом, мы видим пример Господа, потому что Он Себя распял для того, чтобы освободить людей от власти греха. Он пролил Свою кровь, чтобы искупить Своей кровью людей от власти тьмы. Пусть эта мысль служит нам опорой, когда мы слабеем в борьбе с собственным злом. В начале поста мы даем себе обещания: бросить курить, бросить пить, отречься от других плотских страстей. Но не получается у нас. Желание есть – воли нет. И жизнь наша протекает, и все дни ее похожи друг на друга. Поэтому Церковь пытается пробудить нас к другой жизни, к жизни союза с Христом. Пока еще не поздно, пока еще продолжаются дни Великого Поста, скажем себе: «Сегодня мы не пьем, сегодня не курим, сегодня не ругаемся, сегодня мы не злимся». И не только сегодня, но и все дни мы постараемся быть внимательнее друг к другу, заботиться друг о друге. Когда человек стремится к исправлению, он думает и о близких, потому что от нашей неправильной жизни страдают все. Давайте мы сегодня еще раз перед Господом скажем себе: «Мы знаем, что в нас есть плохого. Помоги нам, Господи, силою Честного и Животворящего Креста!». Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *