«Господи, спаси меня!» (Мф, 14:30)

Апостол Петр так хотел быть с Богом, что ему было неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде. Потом ему становится страшно, вера слабеет, и Петр начинает тонуть. Но ему на помощь приходит Христос…

Эпизод, о котором идет речь, мы слышали в чтении Евангелия на Божественной литургии 9 августа.  Хождение Христа по водам —  по-своему уникальный фрагмент. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна. При этом во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, мы слышали в храме на прошлой неделе. Это насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. 

Эти события происходили в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелисты Матфей Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить с того места. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «прийти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь и отсылает Своих учеников отдельно.

После чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб, стать земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ту ночь на Галилейском море разразилась буря. И вот, когда ученики изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Первым на такое чудо откликается апостол Петр, и это неудивительно: он порывистый, горячий, ревностный. Петр сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, замечательно характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх — Петр начинает тонуть. Есть очень важный комментарий святителя Иоанна Златоуста этого места: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Ведь прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель – человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии. Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении видно выразительное сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

Евангелист Марк с горечью отмечал, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

9 августа, Церковь вспоминает святого великомученика и целителя Пантелеимона. Настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько делится с нами своими размышлениями о смысле этого дня: «Мы помним из жития святого великомученика Пантелеимона, как совершил он первые чудеса, как обратился он к вере, и с чем связано было его мученичество. От юности он обучался врачебному искусству у лучших учителей, и, кажется, уже достиг совершенства. Но он понимал невозможность помочь людям в их самой главной болезни, которая называется смертью. Пока не встретился с Ермолаем, христианским священником, тоже будущим мучеником. После принятия Пантелеимоном христианства слава его как безмездного и милостивого врача стала распространяться повсюду.

Великомученик Пантелеймон даже воскрешал умерших, делая это силой веры в Господа Иисуса Христа. А у нас есть ли эта живая вера? Если мы и молимся, если и просим у Господа, то как-то так неуверенно: может, поможет, а может и нет. Нет твердого упования. Если бы у нас была живая вера, желание положить в основу нашей жизни заповеди, которые завещал нам наш Спаситель, то мы бы получали и исцеление, и здравие, и благоденствие. Конечно, это сложно. Ведь и апостолы, которые были в постоянном общении с Господом, проявляли свою слабость и маловерие. Что же говорить о нас грешных?

Но в тоже время должны мы помнить и другое. Чаще всего эти болезни и скорби являются для нас спасительными. И поэтому мы должны нести их безропотно, с верой, с любовью, с определенным мужеством, с чувством благодарности Господу, но отнюдь не с ропотом. Будем обращать свои молитвы ко Господу, будем обращать свои молитвы к великомученику и целителю Пантелеймону, и, если вера наша будет живой, горячей, Господь дарует нам исцеление души и тела. Если воззовем вслед за Петром: «Господи, спаси меня!», Христос протянет нам руку!»

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *