Икона Божией Матери «Прибавление ума»

В конце августа, как раз перед Днем знаний в школах и вузах, Церковь вспоминает икону Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». Давайте рассмотрим ее поближе, она такая необычная!

Особенность этой иконы заключается в том, что Пресвятая Богородица и Младенец Христос изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением священника – фелонью. В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из итальянского города Лорето.

Сохранилось предание, что икона с таким названием была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Этот чудотворный образ Андрей Титов обстоятельно описал в своем исследовании. Старинное сказание о древней чудотворной иконе было записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова (ныне — Тутаев) протоиерея Владимира Мирославского.

Вскоре после кончины патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек, иконописец. Много он читал старых церковных книг, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Стал он думать и размышлять: будет ли он прав перед Богом, читая их, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись. Долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…

И вот было ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним. Богородица  обещала, что если он исполнит это, будет здоров. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как то видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы». Вот такое предание.

Написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это облачение на Лоретской статуе. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась и в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская».

Чудотворная икона Богоматери «Прибавление ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас — Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, тоже имелась икона такого наименования. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви.

Сегодня, в день памяти иконы Божией Матери «Прибавление ума», на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея об игольном ушке.

Притчу Христову о верблюде и игольном ушке часто вспоминают, когда речь заходит о богатстве. Вот что говорит евангелист Матфей: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». В самом деле, верблюд и игольное ушко вещи несоизмеримые. Неужели Христос хотел сказать, что богатый человек не может спастись ни при каких обстоятельствах?

В 1883 году в Иерусалиме в ходе археологических раскопок было сделано открытие, проливающее свет на эти загадочные слова Спасителя.
Раскопки проводились на земельном участке, принадлежащем Русской Духовной Миссии. Была найдена часть древней крепостной стены высотой более 2,5 метров, Порог Судных Врат, через которые проходил путь Христа на Голгофу.

Рядом с Судными Вратами обнаружили узкий лаз. Когда городские ворота закрывались на ночь, этот лаз служил проходом в Иерусалим для опоздавших путников. По форме отверстие напоминало иглу, расширяющуюся кверху. Это и были те самые «игольные уши», о которых говорил Христос!

Человек может легко пройти сквозь такой лаз, а вот верблюд – вряд ли протиснется. Впрочем, и это возможно, если верблюд при этом будет без поклажи и без наездника. Так, благодаря раскопкам в «Русской Палестине», слова Спасителя об игольном ушке стали более понятны. Богатство земное – тяжкий груз на плечах, мешающий пройти в Царство Небесное. Не каждый может, подобно апостолу Матфею, оставить все свое имущество и отправиться за Спасителем.

В Покровском храме сегодня была отслужена Божественная литургия, после которой клирики храма поздравили прихожан с воскресным днем и причастием Святых Христовых Таин.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *