«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

27 сентября все мы собирались вокруг Креста, чтобы вспомнить тот страшный день, который вбит, как гвоздь, в начало христианской эры. Тогда Крест тоже окружали люди. В ней были друзья, были и враги, но больше всего было праздных любопытных. Но вскоре любопытные в ужасе разбежались: солнце померкло, земля содрогнулась, камни раскололись, и мертвые поднялись из гробов.

Но не все могли убежать от Креста. Разбойников удерживали гвозди, пронзившие руки и ноги. Воинов держала на посту воинская дисциплина. Матерь Божию, учеников и мироносиц удерживала любовь.

И мы в наше время с надеждой смотрим на Крест Христов, вынесенный на середину храма, в центр нашего внимания, в центр нашей жизни. Христос прошел тот путь, которым каждый человек восходит к Царству Божию и вечной славе. Если мы приникнем ко Кресту, то услышим, как Христос зовет нас последовать Ему: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16, 24). «Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). «Кто не несет креста своего и идет за Мной, не может быть Моим учеником» (Лк. 14,27).

«Крестом» Христос называет скорби. Христос не призывает искать страданий. Это был бы жестокий и бессмысленный призыв. Стремиться к страданию может только душевнобольной человек. Но у человека нет выбора: страдать или не страдать. Страдание входит в нашу жизнь без позволения и предоставляет нам непростой выбор: либо с терпением и смирением испить его чашу, либо бунтовать и негодовать. Христос призывает с терпением принять скорби, которые встречает человек на жизненном пути, ибо «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14,22).

Скорби, в первую очередь, слагаются из жизненных невзгод. Это болезни, клевета, обиды, утраты, лишения. Это крест внешних скорбей. Если мы доверяем Промыслу Божию, который ведет к возрождению и обновлению через жизненные невзгоды, мы принимаем их с терпением.

Во-вторых, есть скорби, связанные с изменением своего сознания и образа жизни, то есть с покаянием. Оно начинается с того, что человек видит себя таким, как есть, он видит свою греховную нечистоту, вину и исполняется величайшей скорби. Эта скорбь может привести человека на грань отчаяния. Но если человек побеждает его молитвой, трудится над очищением своей души, Церковь уподобляет его труд мученическому подвигу.

Третий крест несут немногие избранники Божии — Крест бескорыстной любви и преданности Богу. В самоотверженной любви человек забывает самого себя и находит смысл существования в служении Богу: «Аз ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Галл.6, 17); «Аз сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19-20).

В Покровском храме в день Воздвижения Животворящего Креста Господня была отслужена Божественная литургия. Ко Кресту, возложенному в окружении цветов на аналой в центре храма, постоянно подходили люди, благоговейно преклоняясь и приникая к нему всем сердцем. Настоятель храма протоиерей Феодор Федько поздравил прихожан с праздником и произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Крест Христа – животворящий. На Кресте совершилось наше искупление.

Много столетий назад, в IV веке, христианство ширилось и крепло. Люди верили, что не мог погибнуть Крест Христов. И труд по его поиску приняла на себя восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина. Дух Святой внушил этой царице, впоследствии названной равноапостольной, к славе Распятого и Воскресшего Господа и к радости православных христиан, приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.

Вместо одного креста на раскопках в Иерусалиме было найдено три. Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: «Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя».

Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего больная мгновенно исцелилась. Возвращаясь из дома исцеленной женщины на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к умершему, и Крест, расторгнув узы смерти, оживотворил умершего.

Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть.

Крест дается Церковью каждому христианину еще в его младенчестве, когда он принимает святое Крещение. Крест сопутствует всей жизни христианина. И, наконец, Крест осеняет последний удел человеческий — могильный холм. Велика сила Животворящего Креста! И наша обязанность — с особым благоговением относиться к памяти крестной. Будем молиться Господу, чтобы Он осенил нас и наш христианский путь своим Животворящим Крестом и даровал нам силы для несения нашего креста. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *