Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Крест показал нам, что Христос — это Любовь. Крест дал нам веру в то, что мы дети Божии, Его любимые чада, а не вечно томящиеся пленники ада.

Христос был распят и за тех, кто плевал Ему в лицо, избивал, смеялся. И за того, кто умыл руки и вернулся во дворец; и за тех, кто не смог под пытками или угрозами остаться верным Ему. Христос пошел на крест и ради тех, кто вообще не знал о Его приходе, проповеди, чудесах. Многие и в наши дни живут так, как будто ничего этого не происходило.

А между тем Господь сказал: «Кто не берет креста и не следует за Мной, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Страшные, тяжелые слова… И часто мы недоумеваем, что же значит  «взять наш крест»?

Взять Крест – жить и любить, как Христос, верить в людей и в добро, распахнуть свои объятия всем без разбора. Но это тяжело. Если представить людей, которые кричали перед дворцом Пилата: «Распни Его!», то невольно вздохнешь: «За кого Ты распялся, Господи?». А можно и не представлять никого, достаточно просто посмотреть в зеркало…

Среди ужасов, что каждый день происходят в мире, среди боли, жестокости, ненависти, войн, зависти, вездесущей смерти воистину только безумцы продолжают верить, что человек должен нести любовь и добро. Люди придумали массу изощренных пыток и издевательств, люди убивают детей и стариков, а христиане продолжают свидетельствовать о Боге, имя Которому – Любовь. «Иудеям соблазн, эллинам – безумие» — сказано апостолом Павлом две тысячи лет назад. Это верно и сегодня. Но именно на таких безумцах и стоит мир.

Насилием можно заставить людей подчиниться, но не полюбить. Поэтому Христос создает Свое Царство на любви и доверии. Он собирает людей не жестокостью, а верой и теплом. Прославляя Крест, мы провозглашаем веру в то, что в итоге побеждает не насилие, которое запугивает и принуждает, а любовь. И мы становимся на сторону любви в мире, где царит насилие, потому что знаем: мы принадлежим грядущему миру, где будет только любовь.

В начале II века император Адриан, враждебно относившийся как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и соорудил там языческий храм Венеры.

Когда через двести лет император Константин принял христианство, он приказал снести это капище и начать раскопки на святом месте. Так началась история, которую мы вспоминаем сегодня, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Об этом празднике рассказал в проповеди на Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем события, происходившие в IV веке по Рождестве Христовом.

Царь Константин пожелал найти Крест, на котором был распят Господь. Эту ношу на себя взяла его престарелая мать, царица Елена, она отправилась в Иерусалим, где встретилась с Патриархом Макарием.  

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Как удивительно, братья и сестры! Один Иуда предал Господа и обрек Его на распятие, а другой Иуда помог в обретении Креста!

Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.

С тех древних времен и поныне от крещенской купели христиан  носят крест на груди как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Крестным знамением мы начинаем и заканчиваем каждое благое дело, каждый день. Осеняем знаком креста пищу перед ее вкушением, дорогие нам вещи, наши дома и, конечно, наших близких.

Посмотрите на свой нательный крест. Русский православный крест восьмиконечный. Он изображает распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19).

Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Есть и нижняя перекладина, она скошена. Направление ее наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определенная символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники — по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращен левый. Также нижняя перекладина символизирует распятого рядом с Иисусом разбойника, искренне раскаявшегося и просившего о милости Христа. Он был спасен и первым вошел в рай. Другой же разбойник, хуливший Христа, погиб.

Дай Бог нам всем пронести земной Крест достойно, чтобы в будущем веке быть вместе с Господом в Царствии Небесном. Аминь!»

Также 27 сентября в Торгово-промышленной палате Республики Коми города Сыктывкар открылась VIII православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России». Молебен на начало всякого благого дела отслужил протоиерей Феодор Федько, который поздравил всех присутствующих с праздником и окропил их святой водой.

Участие в православной выставке принимают крупнейшие монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Представляют свою продукцию и светские предприятия. На выставке посетители смогут приобрести различные иконы, церковную утварь, ювелирные изделия, духовную литературу, деликатесы, специи, фермерские продукты и товары для здоровья, травяные сборы, монастырский мед и многое другое.

В рамках выставки запланирована культурно-просветительская программа, в ходе которой посетители смогут посмотреть православные фильмы, а также принять участие в беседах со священниками, в мастер-классах.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *