«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

В сегодняшнем чтении из Послания апостола Павла к евреям на Божественной литургии мы слышали имя Мелхиседека. Кто это? Почему апостол называет Христа «священником по чину Мелхиседека»?

Это имя встречается в Ветхом Завете всего два раза. Во-первых, в книге Бытия встречаются строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 18–20). Этот отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Непонятно, почему Авраам отдал десятую часть добычи и по какому праву Мелхиседек благословил его как старший меньшего. Более того, нигде в Ветхом Завете Мелхиседек больше не упоминается, кроме одного места.

В 109-м псалме, который представляет собой пророчество о Спасителе, говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4). Это и есть второй ветхозаветный эпизод.

Значение личности Мелхиседека могло раскрыться только в Новом Завете, это и делает апостол Павел. Он утверждает, что Мелхиседек – это прообраз Христа, пророчество о Нем. Мелхиседек называется царем и священником, его имя переводится, как «царь мира». А Кого еще, кроме Христа, можно так назвать?  Он не имеет дня рождения и смерти – и это становится намеком на вечность Господа.  У него нет отца и матери – как не было у Христа отца по человечеству и матери по божеству.

Слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в отношении Мелхиседека. Можно предположить: это произошло, потому что он является образом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа. Мелхиседек принес хлеб и вино Аврааму, Христос в сионской горнице также подает ученикам хлеб и вино, но под их видом скрываются Его Плоть и Кровь, Его Жертва за нас.

Поэтому отрывок о Мелхиседеке и читается в Крестопоклонную неделю. Он напоминает нам о той страшной, немыслимой Жертве, что принес за всех нас на Кресте Иисус Христос.

На всенощном бдении накануне сегодняшнего воскресенья на середину храма выносится украшенный цветами Крест для поклонения. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест – это как бы знамя, которое выносится на поле битвы, чтобы укрепить и подбодрить воинов в тяжелое время. Смотря на символ победы над смертью и грехом, мы ощущаем прилив свежих сил и стремимся к радости вечной.

В Крестопоклонное воскресенье на Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько обратился к прихожанам со словами проповеди: «Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее воскресенье, третье в Великом посту, называется Крестопоклонным. Что это значит? Святая Церковь, сознавая наши немощи, старается укрепить нас, когда мы ослабеваем от подвигов поста. Для нашего поддержания и укрепления она предлагает  каждому непобедимую силу Животворящего Креста Господня. Для этого в середине поста и выносится Святой Крест, совершается Ему благоговейное поклонение.

Господь взял на Себя все наши кресты, а нам предлагает взять только свой крест. Об этом мы слышали сегодня из Евангельского чтения: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Взять свой крест — это значит без ропота, с радостью терпеть все тяготы жизни: болезни, изнурения, лишения, труды, всякие оскорбления. Но чтобы взять свой крест, надо по заповеди Спасителя, «отвергнуться себя», то есть распять себя для мира. Например, если кто грешит невоздержанием в пище, которое удаляет человека от Бога, должен взять свой крест и распять в себе эту страсть чревоугодия. Если кто сребролюбив и тем губит душу свою, должен взять свой крест и отвергнуть страсть сребролюбия. У каждого человека свои страсти или дурные наклонности, а поэтому каждый должен пересмотреть свою жизнь и отвергнуть ту страсть, которая особенно удаляет его от Бога.

Есть и другой смысл этих слов Спасителя: мы должны отвергнуться себя ради других людей. К примеру, так поступает военнослужащий, который идет в бой, думая в этот момент не о себе, а о тех, кого он должен защитить, спасти. Так и мы должны ради ближних забывать себя, неся их тяготы, даря любовь и заботу без раздражительности и нетерпения.

Крест дается нам уже при зачатии, и наша задача – достойно вынести все, что случится с нами в течение жизни. Но бывает так, что люди не хотят нести свой крест. Например, супруги, которые разводятся при появлении первых же проблем в семейной  жизни, не стараясь что-то изменить.

Итак, несение креста — это исполнение заповедей Божиих во всех обстоятельствах, в которых человек окажется за годы, отпущенные ему на земле. Тогда крест каждого из нас становится подобием Креста Христова. Сила Спасителя становится и нашей силой. В монашеских кельях и темницах, в страданиях и победах, в апостольских проповедях по всему миру и в незаметных трудах мирян-подвижников возвышается крест. Мы видим, как множество людей несло свой подвиг исполнения заповедей Божиих в лежащем во зле мире. Поэтому от креста и исходит такая сила. Поэтому в середине великой Четыредесятницы его выносят в центр храма, чтобы и мы укреплялись им на пути в Царство Небесное.

Да, все мы грешны, поэтому слабы и немощны. Именно поэтому будем просить Всемилостивого Господа укрепить нас силою Честнаго и Животворящего Креста, дать нам сил двигаться дальше! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *