Кто мой ближний?

Все мы знаем, что главная ценность жизни – любовь. И что наш Бог – это Любовь. Но что мы знаем о любви? Любим ли мы? Встречались ли мы с любовью хоть раз в жизни?

Злимся, раздражаемся, на малейшее замечание или упрек взрываемся, грубим, долго перевариваем обиду, придумываем, что бы побольнее ответить. Знакомо, да? Какая тут любовь? Хоть бы терпения немножко… И это с родными, с близкими, дорогими сердцу! А что говорить о незнакомых людях?

Господь же ждет от нас безусловной любви ко всем. И путь любви – единственный ко спасению.

Сегодня, в этот воскресный день, нашему вниманию было предложено чтение из Святого Евангелия о средствах на пути к спасению. Послушаем же Самого Господа, который Сам Себя именует Жизнью и Путем и Истиной.

Один законоучитель обращается ко Христу: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь ему говорит: «Ты знаешь заповеди. В законе все сказано по этому поводу. Возлюби Господа всем сердцем своим, душей, всем помышлением, всей крепостью своей. И возлюби ближнего, как самого себя. Иди и поступай так, и будешь иметь жизнь вечную, будешь иметь спасение».

 И вот здесь-то мы понимаем, что когда речь идет о любви к Богу, то нам все понятно. Потому что Бог — наш Творец, Он о нас заботится. Поэтому в отношении любви к Богу как-то все понятнее, логичнее.

А вот когда мы говорим о любви к ближнему, то наша плоть, изъеденная грехами, сразу начинает ставить ограничения. Она пытается сузить круг тех, кого мы должны любить. Она хочет сузить само понятие любви к ближнему. Хочет любить только кротких, родственников своих, друзей. Здоровых, умных, красивых. Да и тех не может! И конечно, отвращается от большинства людей.

 А Господь говорит – «Возлюби ближнего своего как самого себя». И вот с этим законоучителем была та же самая проблема. Он тоже хотел сузить понятие о том, кто его ближние.

Господь внушает ему своей притчей, своей повестью, кто же наш ближний. Показывает, что наш ближний — это любой человек, независимо от его вероисповедания, независимо от того, разделяет ли он с тобой взгляды. Независимо от того, благообразный человек или нет, одной ли он с тобой национальности. И говорит о том, что один человек шел по дороге из Иерусалима, и попал в руки разбойников, которые его били, ограбили и оставили лежать брошенным с зияющими ранами. Мимо проходили священник, левит. А во Второзаконии было сказано, что необходимо поднять даже осла, вола упавшего, не только человека. Но вот мы видим, что жители — левит и священник — не выполнили предписания закона.

 Однако мимо шел один самарянин, который увидел этого брошенного, сжалился над ним. Вот это ключевое слово – «сжалился». Он отер ему раны, обработал, говоря современным языком, сперва вином, потом елеем. Посадил на своего осла и отвез его в гостиницу. Там он ухаживал за ним, а уходя, дал необходимую сумму денег, чтобы позаботились об этом человеке, даже пообещал компенсировать расходы для этого человека сверх того, если это будет необходимо, когда он возвратится. Лишь бы тот человек, подвергнувшийся нападению, не остался одиноким и брошенным. И Господь говорит: «Вот кто наш ближний». И дальше – «Иди и ты поступай также».

 Настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько после Божественной литургии обратился к прихожанам с проповедью: «В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим, дорогие братья и сестры, что ближним нашим мы должны считать всякого человека, встречающегося нам на жизненном пути. Тем, кто нуждается, требуется оказать нашу милость в меру наших сил и возможностей. Ни Господь, ни Церковь не просят больше того, что выше наших сил. Но то, в чем мы можем оказать помощь ближнему, мы, братья и сестры, должны делать. И в этом смысле Церковь призывает нас к христианской скромности. Те средства, которые нам дает Господь, не будем тратить на роскошь, излишнее убранство своего жилища, на роскошь в одежде, избыток в пище, питии. Но эти средства потратим на помощь окружающим нас ближним, которых мы встречаем. Поступая так, мы наследуем жизнь вечную и спасемся.

«Возлюби Бога и возлюби ближнего». Это — два главных закона, которые делают человека наследником жизни вечной. Чтобы соединить землю и небо, Господь пришел на землю, ради этого Он пролил Свою божественную кровь. И с тех пор небо открыто для нас. Давайте, слыша этот призыв Господа, стараться исполнить жизнью тот закон, те заповеди, которые Господь даровал нашему обществу, чтобы человечество не погибло, но обрело жизнь вечную. Священное Писание сегодня напоминает нам — верьте в Бога, но верьте правильно. Любите Бога, старайтесь жить по Его закону, ибо этот закон освобождает нас от власти греха. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *