Лестница в Небо

Каждая неделя Великого поста исполнена особого духовного смысла. В первую неделю мы праздновали Торжество Православия – торжество истинной веры над всеми еретическими лжеучениями. Во вторую неделю мы воспоминали память святителя Григория Паламы – учителя Иисусовой молитвы. В третью неделю поста совершали поклонение Кресту Господню.

Сегодняшняя, четвертая, неделя Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. О его жизни известно немного. В 16 лет боголюбивый юноша покидает отчий дом и уходит в Синайскую обитель, где девятнадцать лет окормляется у опытного в духовной жизни старца Мартирия. После смерти старца Иоанн удаляется в пустынное место, где сорок лет подвизается в подвигах безмолвия, поста, молитвы и покаянного плача.

Свой духовный опыт преподобный Иоанн изложил в знаменитой книге «Лествица», по названию которой его стали именовать Лествичник. О своем творении преподобный говорил: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия… соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения».

Чтение «Лествицы», написанной преимущественно для монахов, очень полезно и для мирян, совершающих со страхом Божиим свое спасение. В этой книге преподобный досконально поясняет все тонкости духовной жизни, например, как избежать грехопадения, преодолеть сети врага спасения, который сеет в душе человека греховные желания. Такая мысль называется «прилог». Она как бы предлагает нам совершить недобрый поступок. Если мы принимаем эту мысль за свою, начинаем над ней размышлять, то происходит «сосложение» — согласие.

Затем эта мысль все сильнее одолевает нас, склоняя нашу волю к совершению греха. Поддавшись ей, впоследствии мы горько раскаиваемся и сожалеем о содеянном, но теперь уже приходиться пожинать печальные следствия греха, которого можно было бы избежать.

В «Лествице» преподобный Иоанн открывает, что достижение спасения требует большого самоотверженного труда в искоренении пороков и восстановлении образа Божия в человеке в соответствии со словами Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

В день памяти преподобного Иоанна Лествичника Его Высокопреосвященство архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в сослужении духовенства.

После службы он обратился к прихожанам со словами архипастырского наставления:

«Возлюбленные во Христе всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня мы слышали интересный евангельский отрывок от Марка. Мы видим, что Господь берет за руку человека, исцеляя его. Это максимальное приближение Бога к человеку, чтобы исцелить его от недуга, хоть Он может это сделать и словом на расстоянии.

Итак, Христос после Преображения спускается с горы и видит толпу народа вокруг отца с бесноватым сыном. Несчастный отец говорит Христу, что ученики Его не смогли помочь, и просит чуда. Иисус же запретил бесу мучить глухонемого сына, который был одержимым с детства, и велел не возвращаться больше.

Апостолы же недоумевали, почему они не смогли изгнать беса. Христос ответил, что этот род изгоняется только молитвой и постом. Они всегда связаны со смирением, без этого нельзя совершать чудеса, чтобы не возгордиться. Апостолы же решили, что данная им благодать стала их собственностью, они могут помогать людям не силой Божией, а потому что сами по себе такие хорошие. Они забыли о смирении и молитве, которая является обязательным условием нормальной христианской жизни.

Молитва и пост – это упражнение в совершенстве человеческой души. Этому нас учит преподобный Иоанн Лествичник, чью память мы совершаем сегодня, в четвертую неделю Великого поста. Он написал книгу «Лествица» о тридцати ступенях к духовному совершенству.

Первая из них – отречение от мира. Покаяние же стоит только на пятой ступени. Почему так? Потому что до настоящего покаяния далеко, сначала надо обрести послушание, отсечь самоволие. На следующих ступенях мы видим праведность, кротость, бескорыстие, бесстрастие. На самом же верху духовной лестницы – союз Веры, Надежды и Любви.

Преподобному Иоанну были благодарны все его сомолитвенники по Синайскому монастырю, потому что он смог изложить Евангельские истины понятным для них языком и этим приблизить Христа. Желаю и вам идти по следам преподобного твердой поступью, чтобы в душе вашей проросли цветы и плоды духовные. Молитвами Иоанна Лествичника да сохранит нас Господь от всякого зла!».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *