«Милости хочу, а не жертвы…»

29 ноября – день памяти апостола из двенадцати Матфея, именуемого также Левием. Он был мытарем (сборщиком налогов для Рима, который в то время оккупировал Палестину) и жил в Капернауме.

Услышав призыв Христа: «Иди за Мной» (Мф, 9:9), Матфей оставил свою должность и пошел за Ним. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря – такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников.

Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним – осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Мы видим, что Матфей отказался от насиженного места, от уверенности в будущем для того только, чтобы последовать за Учителем. И мы должны себе отдать отчет в том, какой риск он брал на себя. Какой-нибудь рыбак, потеряв место, мог всегда вернуться к своему занятию. Но место мытаря немедленно замещалось другим кандидатом, и более того: он становился для оккупационных властей врагом, изменником. Левий не поколебался последовать за Христом, хотя это означало для него лишиться доходного места.

Как бы мы поступили на его месте? Перед каждым из нас рано или поздно, в той или иной мере, с большей или меньшей резкостью встает этот вопрос. Вопрос вот в чем: я привык к тому, что я христианин, я привык к тому, что я приличный человек, что все у меня гладко и обеспеченно. И вдруг я попадаю в ситуацию выбора: мое уютное существование или вера. Могу ли я решиться на такой выбор? Даже если я одинокий человек, могу ли я решиться на то, чтобы оставить всю свою обеспеченность, для того, чтобы поступить совершенно безумно, но принципиально? Вот, что сделал Левий.

Жизнь апостола Матфея — исполнение слов Спасителя: «Пойдите, научитесь». Приняв дар Духа Святого в Пятидесятницу, он пошел, чтобы научить других, что значит Христово милосердие. Вначале он проповедовал среди своих соотечественников. Затем обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои апостольские труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Несмотря на благодеяния, которые он сотворил эфиоплянам и самому правителю этой страны, исцелив его от беснования, тот предал его страшным пыткам огнем. Но святой апостол не отступил от проповеди и после смерти. Он обратил своего убийцу к вере, явив ему многие чудеса через свои святые мощи. Столь глубоко вошел в жизнь этого человека проповедник Креста Христова и Воскресения, что при крещении он просил дать ему имя «Матфей».

Новый Матфей сокрушил идолы в своем царстве и привел весь свой народ к Церкви, приняв епископство. Так побеждает Христос Своим милосердием самых ожесточенных в мире людей. Так действует из века в век и до скончания века благодать слова Божия, так приобщается к тайне спасения и прощения бесчисленное множество потерявших всякую надежду грешников.

О милости и прощении мы слышали сегодня в Евангельском отрывке на Божественной литургии. Об этом размышлял в своей проповеди настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько: «Братья и сестры! Мы с вами можем задуматься, как законник в сегодняшнем Евангелии: «А кто нам ближний?». Тот, с кем мы общаемся ежедневно, или те, кого мы видим раз в год? Часто бывает так, что те, кто с нами находится рядом, нас раздражают, мы еле их терпим. А что уж говорить о людях, которые просто появляются в нашей жизни, а потом исчезают? Мы и не помним о них. А вот в сегодняшнем отрывке  Евангелия от Луки мы с вами слышали, как самарянин проявил заботу о совершенно чужом человеке: подобрал раненого, заплатил за жилье и лечение. Мы так о друзьях зачастую не заботимся, как этот человек – о незнакомце.

Вспоминается история о том, как некий богач вышел прогуляться, он ничего с собой не взял. Он встретил нищего, просящего милостыню. Богач ответил: «У меня нет с собой ничего, что бы я мог тебе дать» и протянул ему руку. Нищий задумался о том, что такой богатый и уважаемый человек подал ему, убогому и презренному, руку, как равному, и в этот момент он почувствовал себя человеком, осознал, что и он подобие Божие.

Так вот, братья и сестры, оказывать милость ближнему можно не только материально; проявленное уважение, доброе слово, вовремя сказанное человеку, может помочь.

Надо помнить, что мы подобие Божие, что мы должны оказывать милость людям вокруг нас. Только после того, как мы, грешные, начнем так поступать, мы можем просить у Господа прощения наших грехов. Ведь в Евангелии сказано, как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним. Господь наш Иисус Христос показал нам яркий пример всепрощения. Он прощал всем, даже своим распинателям, разбойникам, а также оказывал милость всем, кто в ней нуждался. Пойдем же и будем поступать так же. Аминь!».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *