«Много званых, да мало избранных…»

За две неде­ли до Рож­де­ства мы от­ме­ча­ем Неде­лю (т.е. вос­кре­се­нье) Свя­тых Пра­от­цев. Кто они бы­ли та­кие? Сло­во «пра­от­цы» озна­ча­ет на­ших пра­ро­ди­те­лей, предков. Праотцами называют предков Иисуса Христа, которые жили от начала мира до рождения Спасителя. Это те люди, которые сыграли большую роль в истории еврейского народа. Са­мые даль­ние на­ши пред­ки бы­ли Адам и Ева, а за ни­ми сле­до­ва­ли биб­лей­ские пат­ри­ар­хи Ной, Ав­ра­ам, Иса­ак, Иа­ков и дру­гие, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии.

Адам был сотворен совершенным человеком и помещен в рай. Затем случилось грехопадение. Он и Ева были изгнаны из рая. Вне рая, посреди скорбей, тягот, лишений и трудов они оплакали свой грех, свое преступление и получили прощение от Бога. Они возвратили, хотя и не полностью, благодать Божию и получили великое обетование, что от них в будущем родится великий потомок, и что, как сказано в Библии, семя их потомка сотрет главу змия. То есть этот потомок, который родится в отдаленном будущем, сможет победить дьявола, который склонил первых людей в раю ко греху.

Авраама Господь назвал «отцом всех верующих людей». Живя среди языческого мира, Авраам ходил пред Богом, проповедуя веру в Единого Бога, и за его праведную жизнь Господь отделяет его: «Возьми свою семью и выйди из своего народа, и ты будешь Моим народом. И научи своих людей жить по Моему закону». Это послужило началом народа верующего, отделенного Богом из среды других народов. Сегодня Церковь обращается к памяти патриархов, которые своей жизнью служили народу примером. Из поколения в поколение сохранялась и передавалась вера в Истинного Бога, Твор­ца это­го ми­ра и все­го ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го, как мы по­ем в Сим­во­ле Ве­ры за каж­дой Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей. 

Свя­тые пра­от­цы очень стро­го и вер­но при­дер­жи­ва­лись всех за­ко­нов, ко­то­рые Бог им по­сы­лал: они ни­ко­гда не предавали свою ве­ру из-за окру­жа­ю­щих об­сто­я­тельств. Они твер­до ве­ри­ли, что прав­да бы­ла прав­дой, а ложь – ложью, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, что де­ла­ло и ду­ма­ло боль­шин­ство дру­гих лю­дей.

Этим и ценен для нас их опыт. Хри­сти­ан­ство все­гда бы­ло и все­гда бу­дет борь­бой. Мо­раль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти ни­ко­гда не ме­ня­ют­ся. Доб­ро все­гда оста­ет­ся доб­ром, а зло все­гда оста­ет­ся злом. Лю­ди ча­сто за­бы­ва­ют или не об­ра­ща­ют вни­ма­ния на то, что Бог на­хо­дит­ся вне вре­ме­ни. Вре­мя су­ще­ству­ет толь­ко для нас, смерт­ных су­ществ, и ко­гда-то за­кон­чит­ся, а Бо­жьи за­ко­ны – вневре­мен­ные и по­это­му веч­но цен­ные. 

В Неделю святых праотец в Покровском храме была отслужена Божественная литургия. Настоятель храма протоиерей Феодор Федько обратился к прихожанам с проповедью:

«Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня во время Литургии мы слушали притчу, которую рассказал Христос на пиршестве у одного фарисейского начальника. Некий человек позвал к себе на ужин многих людей, но все они отказались идти к нему, ссылаясь на свою занятость. «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти», — говорится в притче (Лк. 14, 18-20). Тогда хозяин повелевает своему рабу позвать нищих, увечных, хромых и слепых — всех тех, кто встретится на улице. При этом хозяин сказал: «Ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24).

Конечно, под образом доброго хозяина подразумевается Господь, Который зовет людей на Свою вечерю, то есть в Царствие Небесное, но многие отказываются от приглашения. Часто мы тоже отвергаем Господа своим грешным образом жизни.

Оказывается, нас зовут в рай, а мы – сопротивляемся. Оказывается, Бог просит каждого из нас почтить Его, принять Его приглашение, оказать, говоря языком человеческим, Ему честь, а мы… все как один – отказываемся! Нам не до того! День за днем, час за часом мы находим занятия для своего ума, изыскиваем пищу для глаз, ублажаем наш слух – одним словом, делаем все, лишь бы не остаться наедине с самими собой, лишь бы не услышать звенящую тишину и пустоту в своей душе! И так всегда. Сегодня – много работы, завтра – друг приехал погостить, послезавтра – не смог оторваться от телевизора, потому что показывали, какие безобразия творятся в этом обезбоженном мире, третьего дня… Господи, да мало ли что может произойти! Да мало ли дел у взрослого человека? Разве можем мы сказать о себе, что душа наша истосковалась по Богу?

Святитель Феофан Затворник говорит, что званые — это те, кто услышал слово Евангелия, но не воспринял его для руководства своей жизнью, а избранные — это те христиане, которые приняли веру и живут по ней. Господь постоянно зовет нас на вечерю: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Его призыв мы слышим в слове Божием, в молитве, в колокольном звоне, в церковных праздниках, но часто проходим мимо и не находим в суете жизни времени, чтобы уделить Ему. Мы заняты то хлопотами, то развлечениями. Святитель Лука Крымский предупреждает: «Нам нужно сознавать, что заслужим мы отречение от нас Самого Господа Иисуса Христа, если посмеем Ему сказать: «Имей мя отречена».

Да не будет с нами так, станем просить Господа, чтобы сподобил нас вкусить вечного хлеба в Царствии Божием. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *