Неделя о блудном сыне: прийти в себя — прийти к Отцу

Мы все ближе и ближе к Великому Посту… Подготовительные недели даются нам для рассмотрения своей жизни, возвращения души из житейской смуты к разговору со Спасителем.

В прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Сегодня же — неделя о блудном сыне. Эта притча имеет особый смысл, она так велика по своему значению, что святые отцы называли ее евангелием в Евангелии. Эта притча о великой небесной любви к нам Бога-Отца, о достоинстве человека, о его уходе от Бога, о падении и возвращении к Нему. Это притча о Новом Завете, в котором совершается наше спасение.

В неделю о блудном сыне в Покровском храме была совершена Божественная литургия, во время которой протоиерей Феодор Федько произнес проповедь, посвященную этой евангельской притче.

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! У одного человека было два сына. И сказал младший сын отцу: отче, дай мне часть наследства, ту, которая принадлежит мне по праву. И отец разделил им имение (см. Лк. 15, 12).

Бог создал человека свободным и самовластным. Любви нельзя требовать. Ожидая ее от человека, Господь не может требовать от нас ни нашей ответной любви, ни верности, ни благодарности. Это было бы насилием. Бог бесконечно уважает нашу свободу, свободу сынов, детей, носителей образа Божия. Но в этой свободе есть риск. И каждый человек может своей сыновней любовью ответить Богу, а может и отвергнуть Его любовь.

На первый взгляд кажется, что в притче говорится о праведном старшем сыне, который остался в доме отца, и о блудном сыне грешнике. Но это не так. Они оба грешники, но у них разные грехи. Младший сын полон жизненных сил, одержим желанием все испытать, всем насладиться без запретов и ограничений. В таком состоянии человек не способен никого любить, он любит только себя. Сын даже не осознает своей неблагодарности отцу и своей жестокости, ведь он просит дать ему наследство, которое полагается ему после смерти отца, чтобы жить так, как будто отец уже умер. Но наш небесный Отец бессмертен. Уходя от Бога-Отца, источника жизни, духовно умирает сам человек. Господь проявляет величайшее смирение и терпение. Он скорбит об уходе Его сына из дома, но силой не удерживает его. Для спасения всего блудного человечества, отпавшего от Него, Отец отдает своего Сына, Агнца Божия. В этом тайна Божьей любви и милосердия.

И вот младший сын уходит и расточает все имение. Он назван блудным. В широком смысле слова «блуд» — это измена Богу. Блуд присутствует в каждом грехе. Жизнь без Бога — это блудная жизнь, бессмысленная и унизительная. Человек, уйдя от Бога, обретает не свободу, а рабство греха. Но как бы далеко не уходил человек от Бога, душа всегда помнит о Боге-Отце и об отеческом доме. Этого голода души ничто не может удалить.

Человеку невозможно напитаться грехом, этой пищей свиней, голод становится все более мучительным. И в этот момент происходит чудо. Как сказано в притче: сын пришел в себя. Это очень важный момент. Живя в грехе, в угаре страстей, человек выходит из себя. И пока не пройдет это помрачение, человек живет так, как будто Бога нет, потому что сам умер, духовно умер, отпав от Бога.

Отец отпустил своего сына, но по-прежнему любит его, не переставал любить и ждать. Так Господь стучит в дверь сердца каждого грешного человека, призывая возвратиться к Нему. И вот благодать коснулась сердца младшего сына.  Происходит решительный поворот его жизни. Это то, что называется покаянием, это коренной перелом образа мыслей и жизни человека, это осознание своей вины и решимость совершенно изменить свою жизнь. И сын решает пойти к отцу и сказать ему:  «Я согрешил на небо и пред тобой, я недостоин называться твоим сыном, но прими меня как одного из  твоих наемников». Что самое важное в этом фрагменте? Это глубокая искренность покаяния, сознание своего недостоинства.

Дальше происходит встреча отца и сына. Отец ждал его возвращения, и когда сын был еще далеко, он сам вышел ему навстречу, увидел его, пал ему на шею и целовал его. Отец сказал рабам своим: «Принесите первую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его. И приведите тельца упитанного и заколите его. Будем пировать и веселиться» (Лк. 15, 23).

Так завершается таинство покаяния, так совершается возвращение блудного сына к небесному Отцу. Оно завершается пиром в доме Отца, таинством Причастия тела и крови Христовых. Небесный Отец ждал и ждет от нас плодов покаяния. Покаяние — это первое проявление веры и любви, это плач о том, как и кого мы оскорбили своими грехами. Блудный сын во всем обвинил себя самого и смирился перед отцом. Этого и ждет от нас Господь.

В притче также сказано, что, когда старший сын вернулся с поля, он услышал в доме пение и ликование. Он узнал, что пир устроил отец, радуясь, что вернулся его младший сын. И тогда сын старший разгневался и не захотел войти в дом. Этот сын никогда не оставлял дом отца и всегда честно работал на поле, но он не хочет и не может разделить с отцом его радость о возвращении младшего брата. И в этом для нас есть очень важный урок. Можно жить в доме отца и внешне исполнять все, что требует закон, но быть по духу совершенно чуждым отцу, не имея ни смирения, ни любви, ни милосердия. Такой была праведность фарисеев, гнушавшихся мытарей, кающихся грешников и блудниц, осуждавших Самого Христа как друга мытарей и грешников.

Дорогие братья и сестры! Приближаются великопостные дни. Будем молиться, что бы все мы, каждый из нас, пришли в себя. Что бы все мы возвратились в дом Отца Небесного, Который уготовал нам пир в Царстве Своем, в Царстве Небесном, где большая радость бывает об одном грешнике и кающемся, чем о праведных, не имеющих такой нужды в покаянии. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *