Неделя о расслабленном

Пасха – самый длинный праздник в году. Она продолжается 40 дней, и каждое воскресенье пасхального периода открывает христианину новую грань, новый смысл, новое значение Воскресения Христова для человека и человечества.

Во второе пасхальное воскресенье вспоминалось чудо веры, которое явил апостол Фома, увидев воскресшего Господа. Мы помним бесконечно радостный для нас возглас Спасителя: «…блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20, 29). Помним, потому что эти слова Господь сказал о нас.

Третья неделя по Пасхе была посвящена подвигу слабых женщин, которые благодатью Божией преодолели ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворенными дверями, забыть о своем долге. А слабые женщины чудом веры вырастают в жен-мироносиц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу.

Сегодня же святая Церковь вспоминает чудо исцеления расслабленного в купальне. Этот человек, 38 лет пролежавший в тяжкой болезни и не способный ничего сделать для своего спасения, является образом всего человечества, уставшего, больного, запутавшегося в суете и пороках.

В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. В переводе на русский кондак праздника звучит так: «Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Митрополит Сурожский Антоний, говоря об этом евангельском отрывке, обращал внимание прихожан на три его черты. Первая черта: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и ни один человек не нашелся, кто бы ему помог… И то, что случилось с этим человеком, в наше время случается с миллионами других людей, потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают, находятся в отчаянии, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, не могут найти Бога. Потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

«Нет человека», — говорит больной Христу. У слепого есть поводырь, у хромого есть кто-нибудь из его родственников, у другого расслабленного – друзья, а у этого в целом свете нет ни одного человека, который мог бы помочь, хотя тысячи людей ходят вокруг. Рядом – Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что надо творить дела милосердия. Все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека. У него не было помощника, и потому Бог Превечный стал Человеком, чтобы прийти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его.

Вторая черта сегодняшнего Евангелия тоже относится ко всем нам: кто может сказать, что он пожертвовал собой, когда видел нужду другого, отступил в сторону, и сказал: «Ты пройди первым, я подожду, потерплю…» И в ответ Господь мог бы дать человеку такую душевную тишину, которая сделала бы ненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся. А мы даже в очереди на исповедь или Причастие норовим прорваться вперед…

И наконец, Христос говорит этому человеку: смотри, берегись, не греши больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил… Грех, конечно, выражается словами, мыслями и поступками; но в общем грех – это отрыв от Бога. И отрываемся мы от Него каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель.

После воскресной Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько произнес проповедь, посвященную Евангельскому чтению дня: «Образ расслабленного, о котором мы слышали сегодня, – это образ всего человечества. Такое состояние свойственно человеку, когда он уже совершил грех, отступил от Бога, и так начинаются его страдания. Ведь все мы, уже получившие в таинстве Крещения отпущение грехов и благодать усыновления Божия, тем не менее, по большей части пребываем в расслабленности и омертвении духа.

Болезнь эта знакома всем, она приводит к потере живой связи с Богом и делает бессмысленными, кажется, целые месяцы и годы нашей жизни. Признаки ее неотступно сопровождают нас: безразличие к своему спасению, малодушие и маловерие, небрежная и холодная молитва, враждебность к людям и ропот на Бога.

По своему духовному состоянию мы подобны иерусалимскому расслабленному, мы не способны ни на какую добродетель, в духовной жизни мы не можем пошевелить и пальцем, но ведь и нас всесильный Господь может исцелить сразу, одним Своим словом, потому что все в духовной жизни совершается благодатью Божией

Сама мысль о спасении проистекает не от нас, но от Призывающего нас Господа. От нас зависит только, примем ли мы эту мысль, удержим ли ее, хватит ли у нас веры и смиренного упования. Но это немногое как раз и требует подвига и трудов всей жизни. По мысли святителя Иоанна Златоуста, добродетель, которая достается без трудов, неполезна для нас; без скорбей и болезней мы обычно развращаемся. Святитель предлагает поучиться у Иерусалимского расслабленного его необычайному терпению. Ведь он тридцать восемь лет – почти всю жизнь! – не отходил от чудотворной купальни, не получая исцеления, и тем не менее, не пал духом и не отчаялся. А когда Христос спросил его: «Хочешь ли ты быть здоров», он в ответ не высказал никакой хулы и ропота, но смиренно и кротко отвечал: «Да, Господи, хочу, но нет человека, который опустил бы меня в купальню» (Ин. 5: 6,7). Долгие страдания привели его к подлинному сердечному сокрушению. А это и есть единственная правильная основа для всякой добродетели, будем помнить об этом. И да поможет нам Господь исцелиться от расслабленности духа и плоти, чтобы нам войти в Его Царство, пылая Божественной Любовью! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *