Неделя по Рождестве Христовом

Сегодняшнее воскресенье называется Неделя по Рождестве Христовом. Праздник прошел, но в разгаре Святки, а значит, сияет в душе Вифлеемская звезда,  и мы продолжаем вспоминать события Рождества.

В этот день Церковь вспоминает людей, которые были очень близки Господу по плоти: Давида царя, из рода которого Господь воплотился; праведного Иосифа Обручника, который в течение всей своей жизни хранил и оберегал Пречистую Богоматерь и Родившегося от Нее Богомладенца Христа.

Вспоминает и первого епископа Иерусалима апостола Иакова, брата Господня по плоти, который проявил особую любовь, как повествует нам Предание, к Господу Спасителю. После смерти своего отца, праведного Иосифа,  он разделил с Господом свое имение, землю, которая ему досталась. Конечно, Господу она была не нужна, но любовь Иакова к Спасителю была так сильна, что он сказал, что даже приемный сын отца его может быть наследником.

Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Предание сообщает об исключительной святости апостола Иакова, признаваемой даже иудеями. Он «был свят от чрева матери», не пил вина и не ел мяса, вел строгую подвижническую жизнь, которая требовалась от первосвященника и священников при служении в храме. Ему было позволено входить в Святое Святых Иерусалимского храма, где он молился, преклонив колени и прося Бога о прощении избранного народа. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Мученическая кончина святого Иакова брата Господня последовала около 62-63 года.

Сегодняшнее Евангельское чтение на Божественной литургии посвящено праведному Иосифу Обручнику, а апостол Иаков упоминается в отрывке Послания апостола Павла к галатам. О смысле и связи этих фрагментов Нового Завета говорил в своей воскресной проповеди настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько.

«Дорогие братья и сестры! С Рождеством Христовым! Сегодня мы вспоминаем сродников Господа нашего Иисуса Христа по плоти: Иосифа Обручника, апостола Иакова, царя Давида.

Что мы знаем об Иосифе, который стал Младенцу Иисусу земным отцом? Не так уж много говорит нам о нем Святое Евангелие. Но за этими скупыми строками встает образ мудрого, благочестивого, богобоязненного человека, который послушен воле Божией. По слову ангела он бежит с Девой Марией и Младенцем в Египет, чтобы сохранить их от царя Ирода. Он не возвращается в Вифлеем, потому что там им может быть по-прежнему опасно. Всей семьей они возвращаются на родную землю и идут в Галилею, в город Назарет. Иосиф ведет их туда, где никто, возможно, и не знал о том, что родился Мессия. Люди, конечно, слышали о том, что были умерщвлены младенцы в Вифлееме, и они были уверены, что среди этого огромного количества погибших младенцев был и Тот, ради Кого и остальные дети были убиты. Все находятся в полном неведении о Том, о Котором говорили, что Он Мессия. Иосиф же и Мария никому не говорят, Кто их Младенец и каково Его предназначение. И это все премудрые действия Промысла Божьего.

Все это видел и во всем этом участвовал и апостол Иаков, который, по одной версии, был сыном Иосифа от первого брака или же, по мнению других, родственником Пресвятой Богородицы. Как бы то ни было, Иаков был старше Христа, знал Его с самого маленького возраста. Каково было ему уверовать в то, что этот Ребенок и есть Мессия, ожидаемый всеми иудеями? Внимательно ли он слушал Иисуса или смеялся над Его словами? Трудно сказать. Однако Воскресение Христово показало ему, Кем был Иисус. Он уверовал, что это Сын Божий. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизни первых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, который возглавляет христианскую общину Иерусалима и является судьей в спорах, возникавших в первохристианской общине. Апостол Иаков принял мученическую смерть за исповедание Иисуса как Сына Божия.

Если нелегко было уверовать тому, кто находился рядом со Христом, то как обрести веру тому, кто не был свидетелем жизни и чудес Христа? Апостол Павел в послании к галатам, отрывок из которого мы сегодня слышали, говорит, что он познал Христа через Божественное откровение, а не через общение с другими апостолами. Действительно, Христос явился ему и из Своего гонителя сделал верным служителем и пламенным проповедником. Апостол Павел подчеркивает, что он встретился с апостолами Петром и Иаковом, братом Господним, уже после своего обращения ко Христу.

Конечно, это путь избранника Божия. Наш путь другой. Нас учит Священное Писание, нас наставляют творения святых отцов, исполненные Святого Духа. И конечно, наш путь – это приобщение Святых Христовых Таин, соединение с Богом в таинстве Причастия. Будем же укрепляться в вере через чтение душеполезных книг, будем регулярно причащаться, стараться исполнять Божии заповеди и познавать Его благую волю молитвами святых апостолов и праведного Иосифа Обручника. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *