Неделя святых отец

Сегодня последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, его называют Неделя святых отец. Что значит это название? Сегодня святая Церковь вспоминает всех предков Господа нашего Иисуса Христа по плоти, то есть предков Пресвятой Богородицы и святого праведного Иосифа Обручника.

Откуда мы знаем этих людей? Из первой главы Евангелия от Матфея, отрывок которой читался сегодня на Божественной литургии. Но­вый За­вет от­кры­ва­ет­ся зем­ным ро­до­сло­ви­ем Сы­на Бо­жия. Че­ре­да по­ко­ле­ний приводит нас к бед­ной се­мье, в ко­то­рой ро­дил­ся Мла­де­нец по име­ни Иисус, что зна­чит Спа­си­тель. Это ро­до­сло­вие — до­ку­мент, сви­де­тель­ству­ю­щий тай­ну на­ше­го спа­се­ния: Сын Бо­жий воплотился,  стал Сы­ном Че­ло­ве­че­ским.

За сухим, даже скучным перечислением странных русскому уху имен (Аминадав, Вооз, Иехония…) встают люди, о жизни которых мы ничего не знаем, лишь изредка попадаются те, чьим сиянием озарен Ветхий Завет. Но в этом перечне видна работа Промысла Божия, каждая судьба имеет свой тайный смысл, ведущий нас по пути к Рождеству Христа. Древние праведники становились ступенями, ведущими вверх, к Богу. Апостол Павел писал: «Они стре­ми­лись к луч­ше­му, то есть к Небес­но­му; по­то­му и Бог не сты­дит­ся их, на­зы­вая Се­бя их Бо­гом» (Евр.11:16). И лест­ни­ца че­ло­ве­че­ско­го ду­ха до­стиг­ла Небес, потому что по ней со­шел в наш мир Еди­ный Без­греш­ный.

К Его Рождеству и вела весь мир череда искателей правды Божией. Мы ви­дим здесь из­ра­иль­ских пат­ри­ар­хов и иудей­ских ца­рей, но сре­ди них появ­ля­ет­ся и дочь другого на­ро­да – мо­ави­тян­ка Руфь, пред­вест­ни­ца все­мир­но­го тор­же­ства Бо­же­ствен­но­го Бла­го­ве­стия. По­двиг Ру­фи — это по­двиг люб­ви. Ра­ди пре­дан­но­сти све­кро­ви, за­ме­нив­шей ей мать, ска­за­ла Руфь: «На­род твой бу­дет мо­им на­ро­дом, и твой Бог мо­им Бо­гом» (Руф.1:16), и так ста­ла од­ной из пра­ро­ди­тель­ниц Спа­си­те­ля.

«Ро­до­сло­вие Иису­са Хри­ста, Сы­на Да­ви­до­ва, Сы­на Ав­ра­амо­ва» (Мф.1:1) – вот пер­вая стро­ка Но­во­го За­ве­та, слов­но мост, со­еди­ня­ю­щий его с За­ве­том Вет­хим. Пра­вед­ный Ав­ра­ам и свя­той Да­вид не слу­чай­но они осо­бо вы­де­ле­ны в чис­ле пра­от­цев Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го.

Пат­ри­арх Ав­ра­ам был ве­ликим Бо­го­ис­ка­те­лем. Ко­гда че­ло­ве­че­ство утра­ти­ло по­ня­тие о Небес­ном От­це, Ав­ра­ам от­ка­зал­ся по­кло­нить­ся идолу и воз­звал к Все­выш­не­му. Господь услы­шал зов, и пра­вед­ный Ав­ра­ам стал «от­цом ве­ру­ю­щих» (Рим.4:11), ду­хов­ным отцом всех вер­ных. Ра­ди слу­же­ния Гос­по­ду Ав­ра­ам по­ки­нул род­ные края, ра­ди вер­но­сти Бо­гу он был го­тов от­дать един­ствен­но­го лю­би­мо­го сы­на. Ав­ра­амо­во жерт­во­при­но­ше­ние было прообразом Жерт­вы Бо­же­ствен­ной. Зем­ной отец го­то­вил­ся за­клать сы­на из по­слу­ша­ния Все­выш­не­му — Бог не по­пустил пра­вед­ни­ку та­ко­го стра­да­ния. Но в час Гол­гоф­ы Сам Небес­ный Отец от­дал на за­кла­ние Еди­но­род­но­го Сы­на Сво­е­го ра­ди спа­се­ния людей.

Свя­той Да­вид про­шел ис­пы­та­ние опас­ней­ши­ми зем­ны­ми со­блаз­на­ми: сла­вой и вла­стью. Пас­ту­шо­нок, по­ма­зан­ный на цар­ство, стал уди­ви­тель­ным пра­ви­те­лем. Ве­ли­чие ду­ши свя­то­го ца­ря-про­ро­ка Да­ви­да за­пе­чат­ле­лось в его псал­мах, и сегодня вос­пе­ва­е­мых Цер­ко­вью Хри­сто­вой. Но и этот цар­ствен­ный че­ло­век од­на­жды пал гряз­но и страш­но. Однако в пла­мен­ном по­ка­я­нии вос­стал свя­той Да­вид из без­дны гре­ха – и вос­стал вы­ше, чем был до па­де­ния.

Свя­той еван­ге­лист Мат­фей, сле­дуя иудей­ско­му обы­чаю уста­нов­ле­ния род­ства по муж­ской ли­нии, за­кан­чи­ва­ет ро­до­сло­вие Хри­ста име­нем Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Мни­мый муж Де­вы Ма­рии, пра­вед­ный Иосиф по пло­ти не имел ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Рож­де­ству Спа­си­те­ля, но его имя по пра­ву сто­ит в свя­щен­ном пе­речне. Доб­ро­та и чи­сто­сер­де­чие это­го стар­ца бы­ли на­столь­ко об­ще­из­вест­ны, что слу­жи­те­ли хра­ма ре­ши­лись до­ве­рить ему Пре­чи­стую Де­ву. Прой­дя ис­пы­та­ние сомнениями, пра­вед­ный Иосиф стал со­бе­сед­ни­ком и по­слуш­ни­ком ан­ге­лов. Свя­той ста­рец был зем­ным ан­ге­лом-хра­ни­те­лем для Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца.

«От Ма­рии ро­дил­ся Иисус, на­зы­ва­е­мый Хри­стос» (Мф.1:16) – вот радостная, священная весть, зву­ча­щая для нас вслед за ро­до­сло­ви­ем. Ца­ри и про­ро­ки древ­но­сти жаж­да­ли услы­шать это – и не услы­ша­ли, ве­ли­чай­шие пра­вед­ни­ки Вет­хо­го За­ве­та меч­та­ли до­жить до та­ких вре­мен – и не до­жи­ли. По­сле кон­чи­ны ве­ка­ми они долж­ны бы­ли то­мить­ся в пре­ис­под­ней, ожи­дая при­ше­ствия Из­ба­ви­те­ля. Эти вы­со­кие ду­хом лю­ди лишь из­да­ли, «как сквозь туск­лое стек­ло», со­зер­ца­ли Бо­же­ствен­ную тай­ну спа­се­ния, ту тай­ну, ко­то­рую мы ви­дим ясно.

Что можно вынести для себя из сегодняшнего дня? Думается, что и мы являемся чередой поколений. Только мы ждем не прихода Мессии и готовимся не к нему, а к Царству Небесному. Каждый из нас – это шаг «вперед  и вверх», как говорил Клайв Льюис, и всей своей жизнью нам нужно вести других людей к Богу, нам нужно стать лестницей туда, где ждет нас бесконечная Любовь и Милость…

Именно для этой великой цели служится в храме Божественная литургия, которая собирает вокруг Чаши людей. В воскресенье накануне Рождественского сочельника в Покровском храме было много людей. Настоятель храма протоиерей Феодор Федько поздравил причастников и пригласил всех на ночную праздничную службу: «Возрадуемся Рождеству Младенца, Который придет в мир ради каждого из нас. Помолимся вместе друг о друге, о людях, ушедших от нас, о родителях и детях. Пусть Рождество Христово всегда сияет нам Вифлеемской звездой в ночи нашей земной жизни».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *