«…Он есть мир наш» (Еф. 2, 14)

Торжество Православия… Что мы празднуем в этот день в мире, полностью подчинившемся греху? Почему торжествуем, находясь среди разврата, непотребства, злобы, ненависти, нежелания любить и прощать? Не пора ли признать наше поражение?

Митрополит Антоний Сурожский видел истинное торжество нашей веры в двух вещах. Во-первых, православные люди, находясь в тяжелейших условиях, сохранили свою чистоту веры, свое драгоценное богослужение, сохранили духовный путь, который завещан нам святыми отцами. Во-вторых, торжество Православия – это победа Христа над человеческими немощами, над грехами плоти, слабостью и неверностью человеческого сердца и воли. И в этом смысле сегодняшний праздник, конечно же,  торжество.

И, несмотря на все наши слабости и немощи, мы все равно образ Божий. Видеть его в любом человеке – тяжкий ежедневный труд. И когда мы отказываемся это сделать, то становимся похожими на тех иконоборцев, что считали священные образы в лучшем случае просто картинками, а в худшем – дьявольскими идолами.

Праздник торжества Православия был установлен в честь победы над иконоборчеством. О чем это говорит? О том, что Церковь отстояла право и, более того, наш долг поклоняться иконам Христа, Божией Матери и святых. Поэтому в этот день нужно помнить и о «живых иконах» — о людях, окружающих нас. Вглядываясь в них, стараясь увидеть сквозь толщу немощей и грехов образ Божий, мы учимся любить Самого Бога.

О торжестве Православия рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько:

«Братья и сестры! Первое воскресенье Великого поста именуется Неделей торжества Православия. Этот праздник установлен в IX веке в честь преодоления ереси иконоборчества, когда в Православной Церкви было утверждено иконопочитание. Он называется «торжеством», потому что закончился сложный период борьбы с ересями. Православие одержало победу. В Церкви установлено истинное Богопознание и Богопочитание.

Путь Православия – путь следования за Христом и со Христом. В Православии человек получает радость не внешнюю, а душевную — от общения с Богом. Именно она отличает настоящих христиан, подавая силы противостоять соблазнам мира сего, преодолевать трудности повседневной жизни.

В евангельском чтении этого дня говорится о призвании Христом апостолов Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 43–51). Встретив Филиппа, Христос говорит ему: «иди за Мною», иди путем тесным, но приводящим к радости вечной жизни. После чего Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса из Назарета». Однако тот выражает сомнение: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп же, вдохновленный встречей со Христом, говорит Нафанаилу: «Пойди и посмотри». При этом Филипп сам еще не видел чудес, не слышал слов учения Христа, до него дошло лишь свидетельство Иоанна Крестителя о Нем. Но одна только встреча с Учителем полностью изменила его жизнь.

Реакция же Нафанаила представляется еще более удивительной. Если Филипп пошел за незнакомцем сразу после встречи и короткой беседы с Ним, то Нафанаил идет с Филиппом, даже не представляя, куда и зачем, и не получив никаких обещаний. Ради чего идти за Человеком, Которого ты даже не видел? Нафанаил пошел потому, что увидел в Филиппе перемену, почувствовал его живую веру.

Подобное было и с призванием других апостолов: Симона, названного Петром, и двух братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна. Все они были рыболовы, по современной терминологии, предприниматели, но, по слову Христа, «оставив» все, «последовали за Ним» (Мф. 4, 20).

Что же такое увидели апостолы во Христе, что, не задумываясь, пошли за Ним? Ответ здесь очень простой: встретившись с Богом, невозможно не измениться. И увидев Его очами сердца, нельзя оставаться прежним. Апостол Павел говорит, что встреча со Христом из ветхого человека делает нового.

Встреча с Богом изменяет всю жизнь человека. Но, к сожалению, не каждого… Во время земной жизни Христа многие люди слышали Его проповедь, но не все захотели поверить в Него. Почему? Потому что вера требует перемен в душе, за которой должна последовать перемена всей жизни человека, и в первую очередь, отказ от столь привычных «ветхому человеку» греховных ценностей. 

А давайте спросим мы себя: готовы ли идти за Христом?

Следовать за Христом не значит постоянно совершать подвиги. Всего-то и надо, ежедневно, ежечасно откликаться на Его зов: «иди за Мною». Свои мысли и желания сверять с Евангелием, в своих делах поступать по вере и любви к Богу. А любовь к Нему проявляется в любви к ближним: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Откликнемся на Его призыв следовать за Ним по пути веры, по пути правды, по пути любви. Пусть этот Великий пост будем школой торжества и нашей победы со Христом над всякой неправдой и грехом. Пусть торжество Православия знаменует наше обновление, нашу радость и любовь во Христе, «ибо Он есть мир наш» (Еф. 2, 14)».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *