О Лазаре, богаче и Божественной справедливости

Смотря на наш мир, люди часто задают тяжелые вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой нищим? Один наделен крепким здоровьем, а другой  инвалид? Один от природы имеет блестящие способности, а другой рождается слабоумным?

«Где же справедливость? — спрашивают они. — Ведь христианство утверждает, что Бог справедлив, но где же здесь справедливость, если часто, например, бывает, что порочные люди живут безбедно и беззаботно, а порядочные страдают от бедности, скорбей, болезней? Где же здесь правда, какой смысл во всем этом?»

Все такие вопросы и недоумения разрешает евангельская притча о богаче и Лазаре, которую читали в это воскресенье в храмах. Содержание ее нам знакомо. В некотором городе жил в роскошном доме богач. Жизнь его была сплошным праздником. Одевался он в порфиру и виссон. Порфира — это очень дорогая ткань, окрашенная пурпурным красителем, добывавшимся из морских моллюсков. Виссон — это особая белая ткань тончайшей выделки, тоже очень дорогая. Такую одежду в древности носили только цари и большие богачи. Евангелие для того и упоминает названия тканей, чтобы показать, насколько богат был этот человек.

У ворот дворца, в котором наслаждался жизнью богач, лежал Лазарь. Лазарь был нищим, больным и бездомным. Жизнь его была одним сплошным мучением. Он был покрыт гнойными струпьями, и бездомные собаки приходили и облизывали его. Собака на Востоке считалась нечистым животным, и тем, что Лазарь жил вместе с собаками, Евангелие показывает весь ужас его положения…

Так долгое время жили эти люди недалеко друг от друга. Но вот оба они — и Лазарь, и богач — умерли. Конечно, богача хоронили с большими почестями, и весь город шел за его похоронной процессией. Лазаря же поскорее убрали с глаз долой и похоронили бесславно.

И далее в Евангелии повествуется, насколько различной была их загробная участь. Лазарь после смерти был отнесен ангелами на лоно Авраамово, в блаженное Царство святых. Богача же демоны свели в преисподнюю, в адский огонь мучения. Велика была разница между богачом и Лазарем при их земной жизни. Но противоположное и несравненно большее различие явилось в их загробной участи, о чем и говорит богачу праведный Авраам: между нами и вами пролегает бездна и великая непроходимая пропасть…

О смысле этой притчи Христовой говорил в проповеди после воскресной Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько.

«Братья и сестры! Из сегодняшнего отрывка Евангелия мы видим, что всякая земная несправедливость, всякие невинные страдания будут исправлены и вознаграждены в вечности, в грядущем Царстве Христа. Господь — праведный Судия, и Он произведет расчет по всем долгам с каждым человеком. Упрекать Бога в несправедливости еще было бы допустимо в том случае, если бы со смертью для человека все кончалось. Тогда можно было бы говорить, что мир переполнен несправедливостью, ведь один добрый человек, например, Лазарь, всю жизнь мучается, а другой, порочный, как богач, наслаждается. Если бы после смерти для обоих одинаково все заканчивалось, то мы могли бы сказать, что жизнь Лазаря — это сплошная и бессмысленная несправедливость. Но в том-то и дело, что после смерти ничего не заканчивается, а наоборот, все только начинается. Начинается новая жизнь, новый образ бытия; человек переходит в другой мир, где и будет произведен справедливый и окончательный расчет по правде Божией.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они с терпением и доверием Богу принимают все это, на небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку: «Ты много мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают профессора». И таким образом произведет Господь расчет с каждым человеком, так совершит Он суд по Своей Божественной правде…

Притча о богаче и Лазаре убеждает нас в том, что вся земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога соответственно тому, как он прожил на земле.

И все Священное Писание свидетельствует о том же: Бог — это праведный Судия, все пути и дела Которого святы, истинны и справедливы. «Имя Господа прославляю, — восклицал пророк Моисей, — воздайте славу Богу. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен». И потому, несомненно, на последнем Страшном Суде все те, кто упрекал Бога в несправедливости, увидят свою ошибку и будут вынуждены вместе с псалмопевцем Давидом сказать: «Праведен еси, Господи, и правы суды Твои». Аминь».

Елена ОРЕХОВА



О Лазаре, богаче и Божественной справедливости: Один комментарий

  1. Ольга

    Да, нам трудно считать некоторые события жизни справедливыми. Мы часто негодуем, возмущаемся, теряем покой. Но если ежеминутно помнить о том, что всё происходит по воле Божьей, тогда сердце с Божьей помощью начнёт успокаиваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *