О Лазаре и богаче

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о посмертной участи человека, о которой мы знаем очень и очень мало. В нашем Символе веры читаем: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Какова эта жизнь будущего века? Что значит для нас встреча с Богом в момент разлучения души и тела?

В притче о богаче и Лазаре Господь Иисус Христос открывает нам разное отношение людей к смерти и вечной жизни и рассказывает о вере двух людей – богатого грешника и праведного нищего.  

Эту притчу мы слышали много раз. И каждый раз мы напоминаем себе о смерти, о значении жизни для вечности каждого из нас. Господь здесь ясно и четко обращается к каждому из нас через образы богача и Лазаря.

Жил богач, который жил в свое удовольствие: пиршествовал, одевался в богатые ризы. При этом он не думал о смерти. Богач не думал и о своем ближнем — о Лазаре, который лежал у ворот его дома. Он был беден, но не злобен, желал напитаться крохами падающими со стола богача. Лазарь был весь в гнойных струпьях, никто ему не оказывал помощь, только псы лизали эти струпья, говорит нам Евангелие. Вот такое ужасное состояние переживал Лазарь во время своей жизни.

И как жизнь всякого оканчивается смертью, так и богач с Лазарем умирают. И они встречаются в вечности, но не лицом к лицу, потому что один попал в ад, другой — в рай.

Как говорит нам Священное Писание, те, кто находится в аду, к их ужасу, могут видеть тех, кто в раю. И богач мог осознавать и видеть блаженство Лазаря, который лежал на лоне Авраама и беседовал с праотцем. Богач, хотя и  понимал, что уже ничто не изменит его загробное положение, дерзнул обратиться к Аврааму с просьбой. Им двигало, может быть, желание оправдаться, а может действительно любовь к живым братьям.

Привычно по-барски богач говорит Аврааму: «Пошли Лазаря к моим братьям, чтобы и они не попали в это место мучения. Пускай он придет и расскажет им, что будет за гробом, если будут жить так, как я». И ответил Авраам: «Они имеют Священное Писание, слова Моисеевы. Если они и Моисея не послушают, то даже если им явится кто-то из загробного мира, как Лазарь, то и его не послушают».

Но для нас-то важно слово, которое Господь говорит в этой притче нам. Исходя из притчи, мы должны сделать выводы в отношении своей жизни, своего положения. В первую очередь, мы должны еще и еще раз напомнить себе, что все здесь на земле, хотим мы этого или нет, хотим забыть или нет, закончится смертью. Верующий человек также понимает, что все закончится Судом после смерти. И этот важнейший вывод, если мы его примем для себя, иначе расставляет акценты в нашей жизни, заставляет задуматься о нашей вере.

Братья богача из притчи и он сам не были неверующими людьми, Авраам говорит: «Они имеют Священное Писание и слова Моисея». Слова Авраама говорят о том, что эти люди знали Священное Писание, слова Моисея, но, тем не менее, пренебрегали верой, заповедями. Поэтому богач и попал в место мучения.

«Кому много дано, с того много и спросится», — говорит нам Священное Писание. Если мы веруем, то наша жизнь должна строиться по заповедям, канонам веры, которые нам дает Господь. И тогда мы должны сделать для себя важнейший вывод: мало быть верующим, мало знать, как нужно жить. Надо еще и строить свою жизнь в соответствии с нашей верой, сделать веру фундаментом нашего существования, а не просто его дополнением.

О притче о Лазаре и богаче размышлял в своей проповеди на Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько: «Господь в Священном Писании сказал нам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное, что проще пройти верблюду через игольное ушко. Но это не значит, что Господь призывает Вас не заботиться о себе. Понятно, что человеку нужно где-то жить, питаться и одеваться, просто не надо делать из богатства идола, покланяться мамоне, а не Богу.

Мы все Вами знаем из того же Писания, что богатым был, например, Иов. Он пережил множество страданий и искушений, потерял все имущество и всех родных. Однако он не отрекся от Бога, и Господь вернул ему все богатство, здоровье и семью.

Мы знаем, что богатым был и Закхей, но он был смиренным и после встречи со Христом пожертвовал значительную часть своего состояния людям. Богатым был и Иосиф Аримафейский, тайный ученик Господа. Он также отличался милосердием и щедростью.

Иными словами, если богатство не просто используется человеком, который им обладает, если оно щедро раздается ближним, если богатство не превращается в идола, то оно может служить и во спасение.

Притча о Лазаре и богаче говорит нам о том, что определяющее значение имеет то, как мы прожили жизнь, а не то, сколько мы накопили имущества. Именно внутренние качества человека, его поступки определяют, где окажется душа после смерти.

Пускай Господь укрепит нас на этом пути и дарует нам память смертную, спасающую и исцеляющую! Мы имеем великие обетования, знаем, что ждет нас там, в вечности. Верующий человек призван к радости о Христе. Если мы достойно совершим жизненный путь и сподобимся милости Божьей, будем рядом с Господом во веки вечные. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *