О праведности и грехе

В воскресенье в храме читалось хорошо всем известное Евангельское чтение о мытаре и фарисее. В нашем современном восприятии мытарь – «хороший», фарисей – «плохой». Фарисеи – гордые, бездушные религиозные формалисты, для нас это очевидно. Но современников Господа Иисуса Христа эта притча, скорее всего, очень смущала, ведь для людей того времени дело обстояло наоборот. Фарисеи были хорошими людьми, лучшими в народе. Они тщательно исследовали Закон Моисеев, данный Богом, чтобы воплощать его в жизнь во всех деталях. То, что нам видится странной, даже смешной мелочностью, было на самом деле желанием сделать все как положено, чтобы  все было подчинено Закону Божию. Фарисеи любили закон и стремились научить ему народ.

А вот мытари обычно были людьми нравственно погибшими. Нам трудно понять всю негативную окраску этого слова в то время. В древности мытарям вменялось в обязанность доставить в казну определенную сумму – а их вознаграждением было все остальное, что они смогут «выжать» из людей. Поэтому для мытарей были характерны самые жестокие злоупотребления.

Слово «мытарь» было синонимом бессовестного вымогателя, порой отнимающего последний кусок хлеба. К тому же мытари работали на ненавистных захватчиков – римлян. Это были оскверненные люди – полная противоположность фарисеям. Как же получилось, что мытарь идет из храма в свой дом «более оправданным»?

Разве это не возмутительно? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других. Собственно, этот вопрос задают до сих пор: неужели порядочный, честный человек, если умрет не христианином, лишится Царства, а какой-нибудь негодяй, если  покается и уверует, будет спасен?

Но ведь все мы – просто слабые грешники, не имеющие другой надежды, кроме милости Божией.  Все люди грешны и нуждаются в спасении: как те, кто ведет явно постыдную жизнь, так и те, кто вполне благополучен, даже религиозен.

В житиях святых много историй о разбойниках, ворах, проститутках, которых коснулась благодать Божия. С ужасом и отвращением они увидели, что представляет собой их жизнь, и устремились к Богу, ища спасения. Теперь Церковь чтит их как великих святых.

Беда фарисея была в том, что с ним все в порядке, по крайней мере, в его собственных глазах.  Мытарь – образец нравственного падения, а фарисей – хороший человек, который знает об этом. Поэтому он не ищет милости Божией, а ищет признания своих заслуг. Но страшная реальность состоит в том, что этот уважаемый и благополучный член общества перед Богом —  жалкий грешник. Пророк Исаия, глубоко религиозный святой человек, пережив видение Бога в храме, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).

Так и Господь говорит в Откровении: «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).

Поэтому когда мы, как тот фарисей, пытаемся перечислять свои заслуги и считаем себя лучше других, мы затворяемся от благодати Божией. Когда же мы приходим к Господу какие есть, виновные и испорченные, нищие и обделенные, открываем пред Ним наши грехи, мы обретаем милость и прощение. Мы обнаруживаем, что мы приняты, любимы, прощены, обнадежены, и мы видим, что от глупых претензий на праведность давно пора отказаться.

Размышляя над этой притчей Христа в воскресной проповеди, протоиерей Феодор Федько, настоятель Покровского храма, выделил в ней два главных момента: «Первое, о чем надо задуматься нам: истинная праведность — это не в точное исполнение предписаний закона, а  адекватная самооценка человека. В этом смысле греховный образ жизни и его осознание может помочь человеку стать праведным перед Богом (конечно же, при условии оставления греха!). И наоборот, внешне праведный образ жизни может привести к тому, что человек, забывая об истинном Источнике своей праведности — о Господе, вырастает в самомнении и становится самодовольным гордецом. Второй же наш вывод — нравственный: мы должны избегать всякого осуждения, потому что любой осуждающий человек не может  заглянуть вглубь души другого, его взгляд скользит лишь по поверхности. Только Господь Сердцеведец знает, что таится в глубинах человеческих. Так не будем брать на себя роль Бога, это так самонадеянно и смешно.

Жизнь христианская — это беспрестанный, бесконечный путь к Богу, когда человек ищет Бога, когда ему без Бога плохо, когда он постоянно ощущает свое несовершенство, находится в состоянии покаяния, постоянного изменения самого себя. И только это состояние глубочайшего сокрушения перед Господом делает нас способными к Нему приобщиться. Только в этом состоянии Господь доводит человека до Себя. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *