О скорченной женщине и воскресном дне

«В одной из синагог, — говорится в сегодняшнем Евангельском чтении (Лк., 13: 10-17), — учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться».

Не просто была больна, а имела «духа немощи», то есть ее болезнь была вызвана прямым насилием падших духов. Возможно,  Господь попустил это за какие-то тяжелые грехи, а может быть, болезнь была попущена ей для укрепления терпения и веры.

«Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

Достаточно было слова Христова и Его прикосновения. Конечно, и одного слова было бы достаточно, но Господь возлагает на женщину руки, показывая, что Его прикосновение равнозначно Божественному слову, поскольку Его тело было вместилищем Божества.

«При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний».

Как только падшие духи были изгнаны из женщины, так сразу же они взялись за начальника синагоги. Он позавидовал Господу, и тут же почувствовал такое негодование, что не мог уже его скрыть.

И еще: какой красивый повод выбран для прикрытия зависти: «Положено исцеляться в другие дни»! Он побоялся, этот начальник синагоги, напрямую упрекнуть Господа, потому что видел Его силу, но сделал это мимоходом, обращаясь к людям, бывшим в синагоге. Разве думал  человек утром, когда шел в синагогу, что станет противником Бога? А ведь стал! Вот что с человеком делает зависть. Начальник синагоги не хотел и не мог видеть, что перед ним стоит Бог, не мог радоваться исцелению несчастной женщины, потому что омертвел душой. И Господь обличил его.

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его».

Совершая чудеса исцелений в субботу, Спаситель показывал, что святость этого дня и в Ветхом Завете следовало чтить не обрядами и праздностью, а обращением к Богу и добрыми делами. С возникновением Христовой Церкви праздничным днем стало воскресенье – еженедельная «малая Пасха», когда мы вспоминаем Воскресение Христово и избавление человечества от сетей смерти.

О том, как христианину вести себя в воскресенье, говорил в своей воскресной проповеди настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько: «Чтобы исполнить Господню заповедь об освящении праздничных дней, мы должны отводить их не бездумным, а то и греховным удовольствиям, а служению Богу и ближним.

По заповеди праздничный день должен быть посвящен Богу. Следовательно, нужно пойти в храм, а если уж семейные и другие важные дела не позволяют сделать этого, помолившись дома, почитать Евангелие, другие душеполезные книги. Вместо этого многие спешат на рынок, в магазины, на разные развлечения, в гости. И это часто увеличивает наши грехи, тогда как в праздник их нужно уменьшать. Для этого нужно совершать дела добра.

Дни, свободные от насущных забот, даются нам и для того, чтобы мы посетили храм Божий и там очистили свои души от будничной шелухи, и для того, чтобы мы оглянулись вокруг: не нуждается ли кто-нибудь в нашей помощи – и оказали эту помощь.

Сам Спаситель указывает нам пример истинного благочестия: добро нужно творить, не рассуждая, тогда и там, где представилась возможность. Никакие обстоятельства, никакие причины не могут служить препятствием к совершению дел любви и милосердия, потому что человек, требующий помощи, дороже любых причин и обстоятельств.

Господь называет нам важнейшие дела милосердия: накормить и напоить нуждающегося, отдать одежду, принять странника, посетить больного и заключенного в темнице. Конечно, все это сразу в день праздника не сделать, но хотя бы немного. Не нужно ждать, когда попросят, нужно самому найти человека, ждущего помощи. Помогать нужно тем, кто больше нуждается, и тем, кто не дружен с нами, кто обижал нас.

Бог дал нам свободу выбора между добром и злом. Не законы, а наша совесть подсказывает нам, в чем мы ошибаемся. Нужно прислушиваться всегда к голосу совести и иметь силу воли, чтобы встать на верный путь.

Наше спасение зависит от нас самих, Господь принудительно никого не спасает. Постоянное посещение храма, исповедь, добрые дела, христианское чтение и несомненная вера —  вот, что нам нужно.

Бог не хочет ничьей гибели. Он страдал ради нашего спасения и ждет от нас исполнения Его заповедей и покаяния за наши прегрешения. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *