О трезвении и любви

Христос приходит в сотворенный Им мир и исцеляет душу от греха. У человека есть четыре помощника в этом деле спасения: смирение, исповедь, обещание воздерживаться от зла и молитва к Богу. Так толкуют святые отцы евангельскую историю об исцелении расслабленного, случившуюся вечером, две тысячи лет тому назад в зимнем и сыром рыбацком поселке на берегу библейского озера Кинерет.

Библейскому Капернауму ныне уже более двух с половиной тысяч лет. В евангельские времена этот рыбацкий поселок процветал, через него пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии.

Именно в Капернауме Христос поселяется после заключения под стражу Иоанна Предтечи, там звучит Его первая проповедь о близком Царстве Небесном, там Он призывает на апостольское служение Петра, Андрея, братьев Зеведеевых: Иоанна Богослова и Иакова, и Левия Матфея.

Итак, была зима. Христос возвращается с проповеди по галилейским селениям обратно в Капернаум. В этом небольшом селении на берегу озера Кинерет все от мала до велика знали Учителя, поэтому, когда прошел слух о том, что он вернулся в город, многие, по обычаю, пришли чтобы послушать Его.

Также, по обычаю, к нему приносили больных для исцеления. Народ теснился у входа в небольшое жилище Петра, – скорее всего, именно там находил пристанище Господь. И четыре человека, несшие на носилках парализованного, не смогли приблизится к Господу. Кто были эти люди, кем им приходился расслабленный? Мы этого не знаем.

Обычно принято рассматривать этот евангельский эпизод как свидетельство того, что молитва ближних за кого-либо способна повлиять на спасение, что именно по вере принесших было даровано расслабленному и здоровье, и прощение грехов.

Но паралич тела вовсе не означает отсутствия воли и разума. Расслабленный  был грешник, и болезнь его была страшной: часто паралич заканчивался скорой смертью. Ветхозаветный закон ясно говорил о том, что наказанием за грех является смерть. Телесная немощь — это следствие грехопадения. И расслабленный хорошо понимал это. Но последняя надежда двигала им и его ближними, готовыми нарушить общественный порядок, разрушить крышу чужого дома ради того, чтобы сотворить дело любви.

Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь. Поэтому, чтобы исцелить болезнь, надо сначала уничтожить последствия греха. Видимо, расслабленный не надеялся получить прощение, почему Спаситель и ободрил его словами: «Дерзай, чадо!» – так в этом месте говорится в Евангелии от Матфея. Он был кающийся грешник, этот человек, и именно поэтому Христос, видя веру их – его и его друзей, вначале произносит слова о прощении его грехов, а потом уже, обличая неправедные мысли фарисеев, приказывает ему предстать перед всеми в здравом теле.

В Евангелиях только у Марка и только в этом отрывке говорится, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи. И если мы слышим от Него этот ободряющий призыв: «Дерзай, чадо», у нас остается лишь один вопрос: что сделать далее, чтобы услышать, подобно Капернаумскому расслабленному, – «Прощаются тебе грехи твои»?

Святитель Григорий Палама, память которого празднуется в это воскресенье, писал в своем толковании этого фрагмента Евангелия о трезвении ума, о трезвении души человека, то есть о внимательном сосредоточении на том, что входит в нашу душу, в наш ум. Потому что те потоки информации, которые мы воспринимаем, входят в наш ум, в наше сердце, то есть туда, где должен быть Господь. А если грех постоянно наполняет сердце человека, то он получает привычку ко греху, который становится уже навыком плоти, души, ума…

Как мы можем отнести к себе сегодняшнее повествование? Об этом говорил в проповеди клирик Покровского храма протоиерей Роман Нец. «С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие, рассказывающее нам о человеке, расслабленном телом. У нас же души расслаблены. Легко человеку идти по плотскому пути и как же сложно подниматься на высоты духа. И только Господь по молитвам святых может исцелить эту духовную расслабленность, этот духовный паралич, в котором находятся еще многие люди, не познавшие Истину. Молитвы святых, предстоящих Престолу Божьему — это наши друзья, которые несут нас ко Христу. И мы тоже должны быть теми людьми, которые приносят наших близких к Господу в молитве. Мы не можем принести наших расслабленных близких к ногам Христа в буквальном смысле. Но мы можем сделать это духовно. Как? В действенной молитве. Молитва имеет великую силу. Наше сердце должно болеть за того за кого мы молимся и которого мы приносим ко Христу в молитве. И тогда мы увидим, что когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру, Господь совершает чудо исцеления и спасения. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *