Пассия – служба скорби и сияющей радости

Закончились две недели Великого поста. Первое духовное напряжение несколько спало: прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, в храмах прошли соборования, организм привык к растительной еде. Пост стал входить в привычку.

Но воскресный вечер заставил всех встряхнуться, вспомнить о конечной цели Великого поста – обновлении человека, встрече Пасхи чистой душой. Служилась Пассия – вечерняя служба, посвященная Страстям Христовым. Прихожане обычно особенно любят такие службы, в которых народ молится вместе со священством рядом, когда народ Божий не разделен иконостасом, а слит в единое тело Церкви, устремленное к Богу.

До Страстной седмицы еще месяц, но Церковь начинает вспоминать последние дни земной жизни Христа уже сейчас. Воскресными вечерами на 2, 3, 4 и 5 неделях Великого поста служатся Пассии, на которых читается акафист Страстям Господним. Слова этого акафиста напоминают нам о страданиях Христа, которые Он претерпел за нас: «Иисусе, Царю всех, вместо дани любви и благодарения жестокие муки приемый; Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших; Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный…».

Читаются и фрагменты Евангелий (по одному Евангелию на Пассию), посвященные страданиям и смерти Иисуса Христа.

Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа нашего Иисуса Христа, например, прекраснейшая стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…». Эти молитвы возносят нас на Голгофу, снова и снова напоминая о конечной цели поста.

Эта служба прекрасна, печальна и символична. Распятие выносится на середину храма. И в нашей жизни память о Жертве Христовой должна быть в центре всего. Все люди, пришедшие помолиться в этот вечер, стоят со свечами. И в жизни в каждой душе должен постоянно гореть огонек любви к Богу и людям.

Что происходит с сердцем христианина на Пассии? Оно сжимается от жалости к Иисусу. Слова, кидаемые Спасителю в лицо первосвященниками, бьют в самое сердце. Оно вздрагивает, как от удара, от слов ревущей толпы: «Распни!» Оно сокрушается, когда слышит об издевательствах солдат над невинным Человеком, от плевков в Его пречистый лик, ударов по голове. Наше сердце трепещет, обливаясь слезами умиления и жалости, и смертно тоскует вместе со своим Творцом, добровольно пошедшем на казнь.

Мы разделяем эту боль, стоим рядом, видим себя рядом с Богом. Сердце, умиленное страданиями Христа, становится чище, чувствительнее, оно способно слышать тихий голос Неба.

Как только человек увидит себя рядом с Богом, он насладится этой близостью, благодатью, душевной сладостью, разливающейся в груди. Эта благодать  — Сам Бог, Коснувшийся нашего сердца. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что насытиться этой Божественной сладостью невозможно. Тот, кто хоть раз обретал ее, не захочет ничего другого в жизни. Сердце знает этот восторг жизни с Богом. Господь дает нам понять, что такое эта радость. Это та радость, с которой мы будем жить в раю, радость, которая падает солнечным лучом в душу и приносит единственно возможное счастье на земле.

Стоя на молитве в эти вечера, задайтесь вопросом: где я посреди этих Страстей? Может, с Пилатом, отвернувшимся от Христа ради своего покоя? С Петром, клявшимся в верности Учителю и отказавшимся от Него при первой опасности? С женами-мироносицами, стоявшими при Кресте, или с учениками, в страхе закрывшимися в комнате? А может, это место с Иудой? Друг, апостол, свидетель потрясающих чудес, — и предатель. Может, и мы предатели? В пречистые руки Христа вбиваем гвозди лжи, блуда, пьянства, жестокости, убийства, ненависти.

Вчитаемся в слова нашего современника, святителя Николая Сербского и оплачем свою жизнь…

«Каждый грех — стрела против Бога.
Бог — последняя мишень для всех грехов.
Когда лжешь — лжешь Богу;
когда крадешь — крадешь у Бога;
когда имеешь ненависть к кому-то — имеешь ненависть к Богу;
когда клянешься, честно или лживо — клянешься Богу;
когда прелюбодействуешь — нечистотой бросаешь в Бога;
когда не чтишь родителей — не чтишь Бога;
когда завидуешь — завидуешь Богу;
когда скупишься в подаянии бедняку — скупишься в воздаянии Богу;
когда замышляешь зло — замышляешь против Бога;
когда изрекаешь зло — изрекаешь зло против Бога;
когда творишь зло — творишь зло против Бога;
когда отрицаешь добро — отрицаешь Бога;
когда отрицаешь любовь — отрицаешь Бога.
Каждый грех — покушение на Бога.
Все стрелы, которые направляешь ты на жизнь людей или на свою собственную жизнь, попадают в Бога.
Как стрела лука проходит сквозь туман и вонзается в дерево, так все твои стрелы проходят сквозь все тела, сквозь все души, через всю Вселенную, как сквозь туман, и вонзаются в Древо Жизни, в Бога».

Елена ОРЕХОВА



Пассия – служба скорби и сияющей радости: Один комментарий

  1. Ольга

    Да, Пассия — необычайная служба… В храме темно, все стоят со свечами в руках… душа скорбит, и вместе с тем надеется, что Господь не оставит нас грешных и недостойных… «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во царствии Твоем»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *