Первая седмица Великого поста: чтение Великого канона святителя Андрея Критского

Быстро-быстро пройдут первые четыре дня Великого Поста, когда в наших храмах читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Через несколько недель, на службе стояния преподобной Марии Египетской, Канон вновь будет прочитан, уже полностью, после чего все эти восхитительные тексты и благодатные, ни с чем несравнимые переживания уйдут от нас до следующего года. А так хотелось бы задержать их в своей душе как можно дольше…

Часто говорят о том, как трудно молиться, и это действительно так. Мы помним слово преподобного Силуана Афонского: «Молиться — это кровь проливать». Самое существенное в молитве — дух покаяния, сердце сокрушенное и смиренное, и рождающаяся из него чистота и простота любви. Истинная молитва определяется не формулой, не местом, не чем-то еще, а личной встречей чада со своим Отцом. Эта связь с Богом — наше блаженство, наш центр, наша радость, наша жизнь. И кто знает эту тайну, не торопится выйти из нее, но хочет остаться в ней.

Покаянный канон святителя Андрея Критского дает настрой молитве всего Великого Поста, который можно назвать опорой духовной жизни каждого человека. И  начинается все с Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Канон действительно дает нам основу, показывает нам на что-то главное. А что это – главное? А главное это – покаяние, и главное оно – по изначальному учению Святой Православной Церкви. Мы входим в пост через покаяние, им укрепляемся, очищаемся, осознаем себя: что – мы, где – мы, зачем – мы, куда мы идем.

Кем же был автор Великого канона, который православные читают не одно столетие? Создатель его – замечательный подвижник VII века святитель Андрей Критский, который родился в Дамаске и много лет подвизался в лавре святого Саввы в Иерусалиме.

В то время надвигалась на Восток волна ислама. Тысячи людей вынуждены были бежать с насиженных мест. Мусульмане захватили Иерусалим. Святитель Андрей Критский (который тогда еще не был Критским) тоже был вынужден покинуть любимую им лавру. Он оказался на острове Крит и был избран там епископом, Предстоятелем Критской Церкви. И вот там он и создал свое удивительное произведение, которое мы все любим и которое является поистине «образом покаяния», то есть удивительным образцом той жизни, к которой мы должны стремиться, – жизни духовной.

Святитель Андрей повествует нам не о райских наслаждениях, не о райских красотах – он рисует нам трудность борьбы с грехом. Эта трудность борьбы с грехом является самым главным для нас – и в начале поста, и вообще в жизни.

Канон святого Андрея Критского говорит о зыбкости и хрупкости нашей жизни, в которой мы ничего не успеваем, о сущностной бесплотности времени. В Каноне много раз говорится о глубинах этой душевной скорби. Отвращение и тоска охватывают человека пред пустотой его дел, волнений, забот, в которые он погружается, чтобы не думать о своей смертности. Человеческая тоска в своей глубинной сущности является тоской по утраченному Раю, то есть по изначальному состоянию мира во всей его первозданной красоте. 

Весь Канон нацелен на то, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. С этою целью создатель Канона приводит на память грешнику людей, деяния и события и из ветхозаветной истории, начиная с сотворения Адама, и из истории евангельской. Этот гимн покаянию помогает задуматься о важнейшем: зачем человек живет и что его ждет после смерти.

Великий канон — это плод покаяния, который принес Богу сам святой Андрей. О событиях Священной истории он говорит, как о событиях своей жизни, и не находит в ней ни одного грешника, на которого сам не был бы похож. Но человеку, который способен на такое покаяние — честную, без самооправдания, оценку себя — Господь дает возможность измениться. Этот путь — от отчаяния к надежде — и описывает Великий канон святителя Андрея Критского.

***

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста во всех храмах Центрального церковного округа города Сыктывкара вечерами совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. В Покровском храме богослужения возглавляет протоиерей Феодор Федько.

Вместе молятся Богу клирики храмов и многочисленные прихожане. Великопостное богослужение значительно отличается от служб остального времени года. Службы стали более продолжительными и менее торжественными. В храме зажигают только немногие светильники, редко открываются Царские врата, священнослужители облачены в темные одежды. Песнопений мало, службы большей частью состоят из чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…».

Надо постараться сохранить такое молитвенное состояние плачущей души, запомнить это прикосновение Божие к нашей жизни, это ощущение, что время остановилось. Двери в Вечность открываются в эти дни, Господи, помоги нам сделать хоть шаг в нужном направлении…

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *