Постом и молитвой

Евангельский отрывок, который мы слышали 16 августа на Божественной литургии, следует сразу же за повествованием апостола Матфея о Преображении Господнем. И нас поражает страшное противоречие между этими двумя рассказами.

На Горе Фавор явлен был Христос, Человек и Бог, сияющий той славой, которую мы все призваны разделить. На этой горе ученики видели мир, творение Божие, каким оно станет, когда победит Господь и когда мир воссияет славой вечной жизни. Они видели тот преображенный мир, охваченный славой Божией. Им было хорошо, им не хотелось отрываться от этого видения и лишаться этого блаженного состояния. Но Христос им повелел оставить гору Преображения и спуститься в долину, назад к людям с их слабостями и горем.

Когда они вернулись в долину, их встретил человек, сын которого был во власти злых, разрушающих, темных сил — сил смерти; именно навстречу этим силам позвал Христос Своих учеников.

Так часто бывает и с нами. В храме мы думаем, что все страшное, темное, злое, горькое ушло из нашей жизни, нам хорошо и спокойно. И не хочется возвращаться в мир, полный ужаса, горя и страха – всего того, что разрушает нас изнутри.

Отец бесноватого отрока обращался за помощью к ученикам Христовым, но ничего у них не получилось. Христос оборачивается к ним и говорит: Ничего не случилось, потому что у вас нет веры… А у отца была ли такая вера, которая может двигать горами? Из глубин своего отчаяния и боли он вынес доверие ко Христу. Если можешь поверить хоть самую малость, говорит ему Христос, исцелится твой ребенок… И вот он — ответ отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию!..» (Мк.9:24).

Какая же разница между этим человеком и учениками? Мы боимся поверить; мы не решаемся на доверие. Мы боимся, что наши молитвы ничего не дадут, что они не будут исполнены, и вера наша, и Сам Господь будут посрамлены. А ведь любовь Божия отзывается и на самую недостойную молитву, если только молитва эта искренняя, родившаяся из подлинного сострадания, из всей меры любви, которую мы можем собрать, сколько бы ее ни было. Но мы не можем и этого… И пост хранить не можем как следует. Не можем быть ответственными за обещания, данные Богу или ближнему — послужить, поддержать, прийти на помощь. Да, желание есть, а верности — нет, именно той верности, которой так часто проверяется наша вера.

Мыслями об этом евангельском повествовании делится сегодня с нами протоиерей Феодор Федько, настоятель Покровского храма города Сыктывкар.

«Когда ученики оказались с Иисусом наедине, они спросили своего Учителя: почему они не смогли изгнать беса? На что Спаситель ответил им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

В вопросе учеников заключается главная проблема: как избавить человека от насилия бесов? Если внимательно прочитать сегодняшний отрывок Евангелия, то понятно, что для этого нужны четыре вещи. Во-первых, это вера, во-вторых,  смирение, в-третьих, пост и, в-четвертых, молитва.

Вера — это фундамент, основа, с нее все начинается. Господь об этом сразу и напоминает отцу отрока. Как можно что-то просить, если не иметь веры в то, что получишь просимое? Вера дается человеку, когда он уклоняется от зла. При развращенности душа перестает чувствовать связь с духовным миром, она на это не способна и поэтому делается духовно слепой.

Следующий момент — глубокое осознание своей немощи и сокрушение, не зря же отец восклицает: «Помоги моему неверию!». Очень важно в духовной жизни осознать свою немощь! Когда мы вступаем в борьбу с грехом, со страстью, которая зародилась в нас, то здесь важно не полагаться на собственные силы. Вообще не надо полагаться на себя! Нужно уповать на Бога, то есть полностью довериться Ему, в Нем черпать силы для борьбы. Бороться нужно, а не успокаиваться в бессилии, нельзя опускать руки.

Третье и четвертое —  пост и молитва. Чтобы помолиться Богу, нужно дерзновение. Чтобы снискать это дерзновение и быть услышанным, необходимо находиться в таком состоянии, когда возможно достучаться до Небес.

Это достигается с помощью поста, когда в нас воздержанием ослабляется власть плоти и на первый план выходит дух. Сердце из окаменелого превращается в плотяное, в изящный орган молитвы Богу. Тогда обретается легкость, и молитва льется, словно прохладный ручей.

Вера, смирение, пост и молитва — вот о чем говорится в сегодняшнем Евангелии. Вот каким образом, какими средствами побеждаются бесы и страсти, действующие в нас».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *