Преподобне отче Андрее и святии Царственнии страстотерпцы, молите Бога о нас!

17 июля Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублева, великого создателя икон.

Иконописец еще застал в живых преподобного Сергия Радонежского, любимый ученик которого — преподобный Никон Радонежский — впоследствии заказал ему известнейшую икону Пресвятой Троицы. 

Мироощущение Рублева сформировалось в среде, воспитанной на заветах преподобного Сергия, в житии которого сказано: «Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея». В такой атмосфере инок Андрей воспитывался не только на исторических примерах святости, но и на том, что видел сам: на примерах живых подвижников, окружавших его. Да и сам он почти двадцать лет, до самой смерти, вместе со своим другом и соратником по творчеству Даниилом Черным вел жизнь монаха-иконописца.

Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым монастырем, в котором он принял иноческий постриг.

Подробности жизненного пути преподобного Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии, некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и, возможно, был его учеником.

Кисти Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописи и хранится в Третьяковской галерее.

Преподобный Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Большинство росписей и икон было выполнено им совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем.

«Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, не есть только шедевр изобразительного искусства. Иконописец смог отразить в ней глубочайшую христианскую истину: Бог не только есть Вечная Любовь Трех Лиц. Эта любовь обращена к человеку, она зовет внутрь Предвечного Совета!», — так говорит протоиерей Павел Великанов. И эти мудрые слова как нельзя точно выражают те чувства и мысли, которые возникают у человека, стоящего в молитве перед «Троицей».

В этот же день мы вспоминаем святых царственных страстотерпцев: Николая, Александру, Марию, Татиану, Ольгу, Анастасию и Алексия. Именно о них говорил в своей проповеди после Божественной литургии иерей Димитрий Плешев:

«С праздником, братья и сестры! Сегодня, 17 июля, мы празднуем память святых Царственных страстотерпцев — царя Николая II и его августейшей семьи. Царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь — это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», — писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! — записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. — Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости». В свете и тепле этой великой любви росли и дети: умные, благочестивые, скромные, дружные. 17 июля 1918 года их жизни прервались, вся семья была жестоко убита в Екатеринбурге.

Когда мы думаем о судьбе царской семьи, то мы не можем отделить ее от судьбы всего народа. Ведь царская семья пострадала так же, как и тысячи других семей, тогда репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие.

До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки. Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям. Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом, какова была его кончина.

Мы верим, что по молитвам Царской семьи возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути наших детей и внуков.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и желаю, чтобы по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских все мы шли этим длинным путем, который приведет нас к встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *