Пресвятая Богородице, спаси нас!

11 июля — память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Эти святые, согласно церковному преданию, были греческими монахами, пришедшими в Х веке в окрестности Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами, по другим, более достоверным  сведениям, преподобные жили в XIV веке.

Они проповедовали христианство в Карелии и поселились на Валаамском острове. Там они основали Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который стал центром Православия Севера Руси, а сегодня и всей России. Исторические сведения об этих святых скудны, их житие утрачено. Сохранились лишь упоминания в летописях и древних рукописях. Понятно одно: преподобные Сергий и Герман были великими молитвенниками и аскетами, сумевшими передать свою веру многим поколениям монахов, которые и по сей день подвизаются в одном из самых известных в мире русских монастырей.

Также сегодня совершается празднование иконе Божией Матери «Троеручица». Странное название, странное изображение: на иконе у Богородицы три руки. Но если посмотреть на оригинал иконы, который находится в монастыре Хиландар на Афоне, то можно увидеть, что третья рука не написана на иконе, а изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Церковное Предание связывает эту металлическую руку с житием святого Иоанна Дамаскина. Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру. За это ему отрубили руку.  После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Со временем на копиях иконы руку стали изображать так, как будто она принадлежит Богородице. Это является нарушением канона, но третью руку Божией Матери можно увидеть на иконах и до сих пор.

Своими наблюдениями и размышлениями об этой иконе делится с нами настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько: «История этого праздника показывает, что Божия Матерь имеет великое дерзновение пред Богом. Явление каждого Ее образа свидетельствует о заступничестве Богоматери перед Своим Сыном. Христос ради Ее молитв меняет не только жизненные обстоятельства отдельного человека (как в случае с Иоанном Дамаскином), но и ход человеческой истории (когда молитва целого народа избавляет от врагов).

В песнопениях мы прославляем Пречистую Деву как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Исполнившись всех христианских добродетелей, Она стала чистейшим сосудом Его Благодати. Сподобившись вместить Невместимого, Она послужила делу спасения рода человеческого – Боговоплощению Сына Божьего.

Знаменитый финский гражданин Дионисий, принявший христианство, писал апостолу Павлу о своей встрече с Пресвятой Богородицей: «Когда я был приведен Иоанном пред лице Пресвятой Девы, я пережил невыразимые чувства. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух, я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Прославляя сегодня Божию Матерь, постараемся следовать добродетелям Ее души, стремиться стяжать христианскую любовь, милосердие, смирение, покорность воле Божией, которые имела Она. Покорность же воле Божией, как учил Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), заключается в исполнении Его святых заповедей.

Будем помнить, что вся жизнь православная заключается в том, чтобы принести Богу свое сердце (Притч. 23: 26). Все внешние подвиги, которые мы совершаем, служат нам для обуздания плоти. Если при этом мы не прилагаем душевных сил, чтобы изменить себя изнутри, то они не принесут нам никакой пользы, но, напротив, могут повредить нам, принося вместо добрых плодов страсти, гордыню и осуждение.

Поэтому, совершая путь земной жизни, будем всегда иметь перед собой великий пример целомудрия и смирения Пресвятой Богородицы и стараться усердно следовать ему. И тогда будут услышаны наши молитвы, как услышана была молитва святого Иоанна».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *