Притча о двух должниках

23 августа на Божественной литургии мы слышали евангельское чтение о двух должниках. Господь говорит, что Царствие Небесное подобно царю, который хотел посчитаться со своими рабами, и к нему привели одного из них, задолжавшего ему десять тысяч талантов.

Это огромная сумма, которую в принципе человек отдать не может, каким бы богатым ни был. Заранее понятно, что раб обречен, что долг его слишком велик и ничего с этим не поделаешь. Когда он говорит своему господину «Потерпи на мне, и все тебе отдам», царю понятно, что это пустые слова.

По закону долг связывал не только этого человека, но и всех его близких: ему следовало продать в рабство жену и детей, отдать все имущество. Но и тогда долг не будет восполнен. То есть должник связывает своими долгами всех, кто находится рядом с ним.

Так и Господь создал людей таким образом, что мы бесконечно связаны друг с другом, и всякое действие, доброе или злое, связывает всех, кто дорог и близок нам по-настоящему. Всякая страсть, чувство или поступок обязательно влекут за собой эту ответственность.

Так вот, раб просит своего господина – в страхе, в покаянии, в отчаянии – чтобы тот потерпел. Просто подождал. И такие слова вдруг оказываются самыми важными! Господин проявляет великую милость к человеку и все ему прощает, потому что от него действительно нечего ожидать, ему действительно нечем расплачиваться.

Когда же раб вышел от своего господина, то встретил того, кто был должен ему сто динариев, небольшую сумму, и стал жестко требовать с него эти деньги, вплоть до того, что бросился на него и стал душить. И когда господин узнал об этом, то сказал ему: «Раб лукавый, что же ты делаешь? Я же тебе все простил. Не следовало ли и тебе так же поступить с тем, кто должен тебе?» И разгневавшись, жестоко наказал его, продав в рабство.

В этой притче говорится о том, как происходит суд Божий. О том, каким образом Господь смотрит на наши сердца. Каждый раз, читая молитву «Отче наш», мы, собственно говоря, этот суд сами над собой и производим. Мы говорим: «И остави нам долги наши так же, как и мы оставляем должником нашим». То есть прости наши грехи, как и мы прощаем. Ровно настолько, насколько мы умеем прощать. 

Это можно понять и по-другому. Не прощай нас, потому что мы прощать не умеем. Или прости нас ровно настолько, насколько наше сердце способно прощать других.

Каждый день мы произносим эти слова, совершенно не задумываясь о том, насколько в этот день мы были способны к прощению, хотя сами-то очень хотим быть прощенными до конца.

Мы абсолютно уверены, если мы обратимся к Богу с молитвой о прощении, Он обязательно нас простит. И не задумываемся о том, насколько это серьезно. Тот человек, который получил прощение долга в десять тысяч талантов, перестал ли быть должником своему господину? Или наоборот, стал ему должен еще больше? 

Быть прощенным – это благо, но это и тяжесть. Быть прощенным – это тяжело. Но это благое бремя, которое человек должен понести, чтобы так же действовать в мире, чтобы даровать это прощение другому.

Господь в сегодняшней притче еще раз нам показывает, как мы должны прощать. Но сил так прощать у нас часто нет, к сожалению. И хотелось бы простить, но чувствуешь в душе и злобу, и раздражение, и все внутри переворачивается, так тяжело простить человеку, тяжело и невозможно.

Клирик Покровского храма Ярослав Барабанщиков так прокомментировал смысл этой притчи:

«На самом деле нет ничего сложнее, чем любить. Нет ничего сложнее, чем прощать. И без Божией помощи человеку это сделать невозможно. Не может человек так прощать, как прощает Господь, если Сам Господь не будет рядом. Поэтому мы должны каждый день умолять Его, чтобы Он нам дал возможность так жить, чтобы простить своих ближних, чтобы не осудить никого, чтобы жить этим прощением. Ведь только возможность и умение всем прощать может быть возможностью войти в жизнь вечную и в Царствие Небесное.

Господь ставит нам очень легкое условие для спасения.«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14,15).«Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13).

Нам нужно лишь воспользоваться этим шансом на спасение, потому что нам надеяться на свои добродетели, как минимум, глупо. Поэтому очень важно быть внимательным к своему сердцу. Как только злое чувство к ближнему будет произрастать на его поле, не поленимся сразу же от него избавиться, потому что оно может лишить нас милости Отца Небесного и надежды на спасение».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *