Путь в Рождество

Сегодня, выскочив из одного учреждения, где была по служебным делам, и собираясь лететь в другое, поймала себя на мысли: «А куда я, собственно, бегу?» У меня было 5 часов относительно свободного времени, а я все торопилась, спешила, летела… С ужасом осознала, что это вошло в привычку. С трудом заставила себя идти медленно, в свое удовольствие, не смотря на часы. Даже начала вспоминать, когда в последний раз могла позволить себе просто гулять, не спеша по семейным или рабочим делам. Один раз в октябре. А до этого? В отпуске? В прошлом году? В институте? В детском саду? Когда?

Эта житейская в общем-то ситуация заставила меня задуматься вот о чем: часто люди используют циничную поговорку «На том свете отдохнем». Да, может, оно и так. Но… Но… Вы замечали, что, когда быстро идешь, молиться невозможно? А если быстро живешь? Если круговорот дел, пустых забот, социальных сетей не дает времени для тишины, для ничегонеделания, как мы сможем жить «на том свете», где вообще не будет времени? Чем там заниматься, если некуда спешить?

Оказывается, и к тишине, медленной жизни, покою тоже нужна привычка. Митрополит Антоний Сурожский как-то дал совет старушке, которая жаловалась, что Бог ее не слышит: надо просто посидеть в тишине полчаса, ничего не делать при этом. И слушать себя, ища внутри голос Христа. Это оказалось очень сложно сделать. Мы ведь и просто сидеть не умеем. В голову лезут мысли, внутренний голос начинает укорять за бездельничество, руки ищут в лучшем случае какое-то рукоделие, в худшем — телефон.

Мудрая и заботливая Мать-Церковь дает нам время остановиться и начать созерцать, устанавливая нам пост. Какое великое слово «созерцать», от него веет покоем, радостью, трепетом и какой-то невообразимой современному человеку вселенской тишиной.

Сегодня первый день Рождественского поста. По словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Слышите, «созерцаем»? Вот оно, главное слово поста.

Мы, словно странники старых времен, собираем в дорогу узелок с самым необходимым и выходим в путь. Что там, в его конце? Я. Немножко другой, немножко более спокойный и мудрый, может быть, принявший важное решение, может быть, понявший что-то в жизни. Немножко ближе к тому, каким меня хочет видеть Возлюбленный Сын Божий.

Это сложно, конечно. В пост нам предстоит самая тяжелая работа — любить всех. Простить всех. Мы должны все это время увеличивать любовь в мире — грандиозная задача. Но кто, если не мы? Скоро в храмах появятся вертепы. Обратите внимание, как на них будут смотреть дети. Так и нам хорошо бы смотреть на Рождество Христово: ясными, чистыми глазами, в которых искрится восхищение, радость, улыбка. Пусть Христос родится и в нашем сердце.

Кто-то скажет: «Да разве Он уже не родился?» Но Христос Сам говорит: «Нищих всегда имеете», – и это значит только то, что нуждающемуся надо помогать всегда. И добавляет: «…а Меня не всегда». Как не всегда? Почему?! Да все потому же. Приди, Господи, в мое сердце, в эти каменные ясли, которые вряд ли кого-то согреют, каким сеном их ни застилай. Конечно, в них Младенец расплачется от холода, но этими-то Своими слезами и дыханием согреет их. Приди, Господи. Еще раз приди к каждому и лично ко мне.

На этом пути у нас будут радостные дни: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Никола Зимний, великомученицы Екатерина и Варвара, благоверный князь Александр Невский и апостол Андрей…. Все они помогут нам своими молитвами, примером жизни пройти этот 40-дневный путь, стоит только попросить.

Примем в сердце Христа и отважимся наконец на любовь к Богу, Земле, людям. А иначе зачем Ему было рождаться?

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *