Радуйся, Сергие, скорый помошниче и преславный чудотворче!

Сегодня 8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского. В сонме святых преподобный Сергий занимает особое место, его жизненный подвиг во многом изменил жизнь не только русской Церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории.

Он жил в далеком XIV веке, очень трудное время. Страна разделена на княжества, пораженные междоусобными сварами; князья — родные братья, близкие по крови и по вере люди, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга, и над всем этим господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому и культурному развитию. Под боком Европа, которая встает во весь рост, а Россия скована иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение, никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления.

Но спасение пришло. И оно пришло от Бога через людей. И одним из таких людей был святой преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, оставил все и ушел в дремучие леса Радонежа под Москвой. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте.

Добрая молва быстро распространяется по земле. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви и совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Монастырь получил наименование в честь Святой Троицы.

Братия избирают преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей.

О значении преподобного Сергия в день его памяти размышлял в своей проповеди после Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько:

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем великого игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на ум, когда знакомишься с ним, это то, что преподобный Сергий, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком.

Все у него было соразмерно. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва.

Но ведь земля-то Русская под игом стонет. А беда вся в том, что народ разъединился, князья готовы скорее подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца.

И вот не в княжеских палатах и не в государственных советах и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. Это объединение началось вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает это начало.

Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не мог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы.

Когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом.

Мы знаем, что битва на поле Куликовом изменила историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось возрождение России.

Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел.

Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *