Радуйтеся, мироносицы преславныя!

Легко быть со Христом, когда Он входит в город, встречаемый приветственными криками, когда под ноги Ему бросают цветы и пальмовые ветви.

Легко быть рядом, когда творятся чудеса, когда исцеляются бесноватые и исцеляются слепые.

Но страшно быть рядом с Ним, когда разбежались ученики страха ради иудейского. Все разбежались, даже те, кто говорил: «Пойдем и умрем с Ним». Даже тот, кто вооружился мечом и в порыве отчаянной храбрости отсек ухо рабу первосвященника.

Страшно быть с Иисусом, когда вокруг враги, а Тот, на Кого надеялись и Кому верили, висит на Кресте, израненный, опозоренный, мертвый.

И вот, когда всем вокруг страшно, когда внутри только тоска и непонимание, находятся слабые женщины, тоже дрожащие от страха, тоже сомневающиеся, тоже растерянные, которые забывают и о страхе, и о себе, и о своих проблемах, забывают об опасности и о своей жизни, и спешат исполнить свой долг любви.

Они снимают с Креста израненное, изувеченное Тело Христово, оплакивают Его и хоронят, а вместе с Ним, казалось бы, хоронят и свои надежды, свое упование, всю свою радость. И ради этой верности и преданности Христу до конца именно они первыми сподобляются явления воскресшего Христа Спасителя, который встречает их словами: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). 

Ученики, мужчины, пугаются и разбегаются врассыпную, как предрекал им Спаситель до этого. А святые жены собираются. Те прячутся, а они выходят на свет Божий, направляются на рынок и покупают миро и ароматы, чтобы помазать Живоносное Тело Христа.

Кто же они? Те женщины, которые не испугались и ходили ночью одни, и как осмелились подойти к тому месту, которое охраняли царские воины, как хотели отвалить камень, взломать печати, открыть гроб и помазать ароматами Тело Господне?

Святое Евангелие кратко приводит нам их имена и дела. Первой является Мария Магдалина из города Магдала в Галилее. Другие святые мироносицы — это Мария, мама Иакова (Мк. 16, 1) и Иосии (Мк. 15, 47), то есть двоюродная сестра Матери Божией; Мария Клеопова (Ин. 19, 25) и Саломия, мать сынов Зеведеевых (Иоанна Богослова и Иакова) (Мф. 27, 56; 28, 1; Мк. 16,1; Лк. 24, 10). Затем Иоанна, жена Хузы, правителя Иродова, Сусанна и многие другие, служившие Ему от имений своих (Лк. 8, 3). Среди мироносиц значатся и Марфа и Мария, сестры воскресшего Лазаря из Вифании.

Мы видим, что не апостолы возвестили миру о воскресении Христовом, а женщины, потому что у них была любовь, которая сильнее смерти, сильнее всех преград, величайшая верность своему Богу, которая забывает о себе. Это и есть основание нашей веры. В ней нет никакого логического рассуждения, а есть только истинная любовь к Спасителю, когда можно совершенно про себя забыть. Человек просто знает, что ему надо быть рядом со Спасителем. Все остальное можно забыть, как неважное, ненужное, бессмысленное, не имеющее никакой цены.

Жизнь и вера жен-мироносиц во все времена была примером для женщин-христианок. Многие стремились быть на них похожими, стать ближе к Христу, и преуспели в этом.

Вспомним женщин нелегкого для России ХХ века. Как жены-мироносицы в тяжелый и страшный час не покинули Христа, так в годы гонений на Церковь наши женщины не покинули храмов. Нередко только женщина молилась о всей семье: детях, внуках, муже, зяте, Церкви, нашей стране, — и так сохранила огонек веры в своих близких.

Многие православные женщины добровольно отправлялись в ссылку вслед за репрессированными священниками, чтобы разделить судьбу своих духовных отцов и быть им полезными. Они служили русскому духовенству, как когда-то жены-мироносицы служили Христу.

Гонимое от властей священство часто находило приют у своих бывших прихожанок; пуская даже ненадолго в свой дом священника или монаха, добрые хозяйки рисковали свободой, а зачастую и жизнью.

Женщины заменили мужчин в Церкви везде, где только можно. Они стали петь и регентовать на клиросе, печь просфоры, продавать свечи, убирать храмы — прежде эту работу выполняли мужчины.

И в наше время женщины — активные помощницы. Они пишут иконы, шьют, стирают и содержат в порядке церковное облачение, преподают в воскресных школах, несут послушание церковных бухгалтеров и старост, моют полы и окна в храмах. И сейчас женщин, трудящихся для Церкви, называют мироносицами, в память святых жен, послуживших Христу.

Женская природа — это природа помощника. Наиболее реализует себя женщина в заботе о других. О детях, о муже, о немощных родителях, о Церкви Божией, о всех и всем, что нуждается в ее милосердном участии.

На воскресной Божественной литургии в Покровском храме протоиерей Феодор Федько поздравил прихожанок с днем жен-мироносиц: «Мы поздравляем вас сегодня, дорогие сестры, с женским праздником, каким и является день памяти святых жен-мироносиц! Желаю, чтобы сердца ваши были такими же любящими, открытыми вере, бесстрашными и милостивыми, как у жен-мироносиц. Именно к такому сердцу обращено приветствие, которое ранним утром услышали женщины, несущие миро. И повторим его сегодня вслед за Спасителем: «Радуйтесь!». Идите же святым женским путем ко Христу, идите за святыми женами-мироносицами — и дойдете туда, где радуются они радостью вечной и бесконечной! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *