«…ризу Истины носящи …» (31 мая — память святых отцов семи Вселенских Соборов)

Сегодня неделя седьмая по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Также Церковь вспоминает святых отцов семи Вселенских соборов.

Семь Вселенских Соборов – это история становления Церкви, ее догматов, определение основ христианского вероучения. Поэтому очень важно, что в самых сокровенных, догматических, законодательных вопросах Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека. Было определено, и по сей день так и остается, что авторитетом в Церкви считается соборный разум Церкви.

Первые два Вселенских Собора были в четвертом веке, следующие два – в пятом, два – в шестом. Седьмым Вселенским Собором в 787 году заканчивается эпоха Вселенских Соборов.

IV век — время двух первых Вселенских Соборов – эпоха образовательная, когда появляются великие учители Церкви: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Николай Мирликийский и многие другие.

Святые отцы начинают формировать богословскую мысль, но, пока она не сформирована, еретики пытаются подменить понятия, откровения о Боге, о лицах Святой Троицы, Спасителе, Духе Святом. Становится крайне важным собраться и выработать те святые правила, которые останутся и будут крепче камня, тверже железа, останутся до скончания всего существования мира.

Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором.

Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день. Святые отцы оставили нам великое наследие в виде догматов Церкви, которые лежат в основании Православия. Богословская мысль во времена святых отцов формировалась из-за необходимости защиты христианства, с одной стороны, от натиска языческого мира, с другой — от влияния ересей.

Праздник, в который чтится память святых отцов семи Вселенских Соборов, никогда не потеряет своего значения, потому что и по сегодняшний день враг рода человеческого изобретает новые, очень серьезные способы борьбы с человеком и с Церковью.

На Первом Вселенском Соборе 325 года, продолжавшемся около двух месяцев, был введен во всеобщее церковное употребление Символ веры, (впоследствии дополненный и законченный на Втором Вселенском Соборе, бывшем в Константинополе в 381 году).

Об этом говорил в своей проповеди на воскресной Божественной литургии священник Покровского храма иерей Ярослав Барабанщиков. Он подробно остановился на учении о Лицах Пресвятой Троицы, которое отражено в Символе веры, в частности, в его словах: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым».

«Исповедание единого Бога — это основа всего христианства. Мы называем Бога Отцом, что утверждает связь Бога с миром в любви, близости и заботе. Мы называем Бога Творцом, потому что все сотворено Им. Невидимый мир – это мир духов: ангелов и бесов. Падший дух соблазнил первых людей, Адама и Еву, которые тоже были творениями Бога. Так через их грехопадение в наш мир пришла смерть, которую победил Господь Иисус Христос, Который пришел в мир, умер ради нас и послал нам Духа Святого. Символ веры говорит: «Дух Святой, который от Отца исходит». Что это значит? Святой Дух — это присутствие, явление, действие в мире любви и мудрости Бога-Отца. В отличие от католицизма, в Православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры. Такую веру передали нам святые отцы Вселенских Соборов.

Таким образом, в Символе веры мы исповедуем веру в Пресвятую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. И ровно через неделю, в следующее воскресенье, Святая Церковь будет праздновать День сошествия Святого Духа на апостолов, по-другому называемый Троицей, потому что в этот день Пресвятая Троица явила Себя миру. Апостолы слышали голос Отца, видели Сына, и, наконец, на них сошел Святой Дух.

Но это событие еще впереди, а сегодня воззовем ко всем святым отцам семи Вселенских Соборов: молите Бога о нас, да сохраним в чистоте нашу веру, какой она была передана нам апостолами! Аминь!».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *