Рождество Николая Чудотворца: праздник в преддверии Успенского поста

Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник, которого нет больше ни в одной из Поместных Церквей, — Рождество святителя Николая Чудотворца. Кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей — Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. И если воспоминания рождения Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна теснейшим образом связаны с пришествием в мир Спасителя,  то рождество Николая Угодника как бы выпадает из этой логики. Однако этот праздник говорит нам, как может быть велик человек, любящий Бога, каких духовных высот может достичь.

Святой Николай родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии,  на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу, чтобы он послал им ребенка.

Господь услышал их молитвы и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного ребенка служению Богу. При рождении ему дали имя Николай, что значит «победитель народов». И он, по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру. Первое чудо святой Николай явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. Затем новорожденный еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Точное время установления празднования рождества Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в Ликийских Мирах, где святой служил архиепископом, и на родине его родителей.

С девятого века Николай Угодник почитался на Руси как небесный покровитель державной власти, считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в XIII веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено. Празднование было возобновлено спустя несколько веков, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак.

Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору патриаршества Никона в 1657 году.

Праздник рождения святого был возрожден в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но пока не очень широко известен в России.

Клирик Покровского храма протоиерей Роман Нец поздравил прихожан с Рождеством Николая Чудотворца после воскресной Божественной литургии и произнес проповедь: «Братья и сестры! Через несколько дней (14 августа) начинается Успенский пост. Пост — период, в который должны мы задуматься над всей  нашей жизнью. В этом забота о нас Церкви. Четыре раза в году дает нам Церковь время для того, чтобы могли бы позаботиться, вспомнить о бессмертной душе своей. В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений души, услаждающих наши пороки.

Успенский пост единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

По церковному преданию, когда Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира в Царство Божие, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении, ведь вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

Это особое время, чтобы помолиться, отстранится от бесконечных житейских забот и посвятить время Богу и душе. В дружной семье весть о том, что мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, должно изменить нашу жизнь кардинально.

Отложим все земное попечение, и в эти дни действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *