Светлая суббота: архиерейское богослужение в Покровском храме

Сегодня Православная Церковь вспоминает апостола и евангелиста Марка, автора самого короткого Евангелия. Что известно об этом человеке? Почему он взялся за свой труд? И чем необычен его рассказ об Иисусе Христе?

Апостол Марк — личность загадочная. Мы знаем о нем даже меньше, чем об апостоле и евангелисте Матфее, которому Новый Завет уделяет всего несколько строк. Доподлинно неизвестно даже, был ли апостол Марк в числе тех семидесяти, которых Христос избрал после Преображения.

Во всем Евангелии есть только один маленький эпизод, в котором толкователи традиционно видят Марка. Это история о юноше, который после ночного ареста Иисуса Христа в Гефсимании, «завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14: 51, 52). Этот незначительный  эпизод есть только в Евангелии от Марка, и очень похоже, что этим юношей сам Марк и был: воспоминание о той ночи было дорого ему по личным причинам, потому он и вставил его в текст.

Так почему же Церковь называет его апостолом? Из книги Деяний святых апостолов и ряда апостольских посланий мы знаем, что Марк неоднократно был спутником апостола Павла в его миссионерских путешествиях, а также что однажды он сопровождал апостола Петра, когда тот посещал Рим.

А из Священного предания известно, что Марк бывал и в египетской Александрии; более того, Александрийская Церковь почитает этого апостола как своего основателя. Поэтому, если формально он и не входил в число семидесяти учеников, знакомых со Христом во время Его земной жизни, право называться апостолом он заслужил, в том числе и своей мученической кончиной.

Марк составил свое Евангелие не по личным воспоминаниям о встречах с Господом, а на основе рассказов апостола Петра. Евангелие от Марка, при всей его краткости, наполнено множеством живых деталей, свидетельствующих как о том, что апостол Петр присутствовал при описанных событиях, так и о его чуткой и впечатлительной натуре.

Конечно же, Апостол Петр — горячий, отзывчивый, на лету ловивший каждое слово и движение Спасителя, запомнил и передал все эти события в их подробностях, а апостол Марк все добросовестно записал. 

В Светлую субботу архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка обратился к прихожанам со словами проповеди: «Возлюбленные о Христе всечестные отцы, брать и сестры! Христос воскресе! Сегодня мы завершаем Светлую седмицу. В Евангельском чтении от Марка мы слышали, как Христос проповедовал и крестил людей. Ученики Иоанна Предтечи спорили между собой, может ли крестить Иисус. Они спросили у своего учителя, на что он ответил: я только Предтеча, а не Христос. Так он вразумил своих учеников, многие из них впоследствии пошли за Христом.

Апостол Марк, чья память сегодня совершается, был апостолом Египта, где и пострадал за Христа, положив свою душу за Евангельскую проповедь. Позже его мощи были перенесены в Венецию, где апостола очень почитают.

Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры,  со светлым праздником Христова Воскресения! По молитвам евангелиста Марка да подаст нам Господь крепкую веру! Преумножайте свою веру, надежду и любовь! Христос воскресе!».

Во время богослужения правом ношения палицы был награжден иеромонах Феодосий (Михайлин).

Также в Светлую субботу, после Литургии, совершается последний Крестный ход, а также чин раздробления артоса. В Покровском храме Владыка Питирим прочитал заамвонную молитву на раздробление, после чего копием тело артоса было разделено на небольшие кусочки.

Наряду со святой водой артос считается одной из святынь Православной церкви, и так же, как и святая вода, обладает особыми свойствами. Его используют для подкрепления телесных и душевных сил. Артос – это видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом жизни.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения, при небрежном к нему отношении он может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив, хранят их в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *