Светодавче, слава Тебе!

Преображение! Какой это удивительный праздник: он свидетельствует о духовном изменении человека, о его духовном совершенстве. Церковь зовет нас к духовному восхождению на гору Фаворскую, то есть к нравственному улучшению, восхождению к Богу всем  сердцем и благоговейной христианской мыслью.

Праздник Преображения Господня зовет нас к изменению нашего внутреннего образа через таинство Покаяния, через очищение себя от грехов, чтобы мы вместе с Церковью могли искренне воскликнуть: «Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»

Вспомним, что рассказывает нам об этом дне Святое Евангелие. Христос говорит ученикам слова, которые потрясают: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Самым непосредственным образом они указывают на смысл того, что случится позже: Преображения Господня на горе Фавор.

Cияние фаворского света было нездешним; он пришел из Царства Небесного и озарил Иисуса, и вместе с этим нездешним светом явились Илия и Моисей, и Христос с ними беседовал. Это было доступно глазам Петра, Иакова и Иоанна. Вот они-то и были теми, кто, еще не вкусив смерти, увидел Царство Божие, пришедшее в силе.

По толкованию святых отцов Церкви, события Преображения Господня были не в августе, а незадолго до Страстной седмицы, поэтому считается, что Господь беседовал с пророками о грядущих Своих страданиях, а после этого услышали голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). 

Но о чем именно глас с Небес повелел слушать Спасителя? В этих словах дается подтверждение тому, что слова о грядущем страдании и Воскресении — истина. Мысль о том, что Преображение Господне неразрывно связано именно со скорыми грядущими страданиями, смертью и славным Воскресением, свидетельствует кондак праздника, в котором говорится: «На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедовали, что Ты воистину Сияние Отца». 

Почему именно этим трем апостолам Христос открыл Царство, мы не знаем, и судить об этом не можем. Но этим трем было хорошо, так хорошо, что словами этого было не выразить! И только восторженный лепет, как у ребенка, сорвался с губ Петра: хорошо бы нам тут и остаться, построить шалашики – и жить… И нам знакомо это чувство, когда тепло Божественного Сияния вдруг касается нас. В этот момент не нужно больше ничего в жизни – только бы продлить это время.

Конечно, апостолов сковал и ужас, священный, благоговейный. Они увидели не своего Учителя, чудотворца, но все-таки человека. Они увидели Бога, Который говорит с давно умершими людьми – Моисеем и Илией. Они услышали Голос Отца. Поэтому они падают ниц в сильном испуге, а когда поднимают головы – уже никого нет, а перед ними стоит прежний Иисус.

Пройдет всего несколько дней, и Он восстанет из гроба. Испуг апостолов сменится несокрушимой верой, с которой они пройдут по миру, неся Благую Весть.

Во всех храмах России в этот день служились Божественные литургии и молебны на освящение начатков урожая. В Покровском храме службу возглавил клирик храма протоиерей Сергий Синельников. Предлагаем вашему вниманию его пастырское слово, посвященное празднику Преображения Господня:

«Братья и сестры! С праздником! Сегодня мы задаем себе вопрос: ради чего Господь преобразился перед апостолами? Что святая Церковь говорит о духовных причинах этой величайшей тайны  — Преображения Христа? Святые отцы говорят, что Преображение подтвердило глубину и истинность слов апостола Петра в ответ на слова Господа. Мы помним евангельские слова, когда Господь спросил его, Своего ученика: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? И тогда ученик, апостол Петр, твердо сказал: «Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). Преображение – это ярчайшая иллюстрация того, что Христос — одновременно и истинный Бог, и истинный человек. 

И Господь Своей благодатью, Своей любовью, Своим неизреченным божественным светом пронизывает весь космос, всю вселенную и каждое человеческое сердце. А человек, каждый из нас, призван воспринять эту благодать через молитву, через Евхаристию, через покаяние, любовь, через добрые дела. Человек должен преображать себя и преображать окружающий мир, который вокруг нас.

Как же уберечь в себе Божественный свет? Как сохранить его и не погасить? Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва – это беседа с Богом. Молитва – это средство общения с Ним.

Святый праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Молю вас, будьте солнышками, согревайте, если не всех, но хотя бы тех, кого Господь поставил рядом с вами». Мне остается только повторить за ним эти совсем простые слова, за которыми на самом деле стоит огромный духовный труд и преодоление себя.

В праздник Преображения Господня испросим у Преобразившегося Господа дар боговедения Моисея, ревность пророка Илии, веру апостола Петра, любовь апостола Иоанна, терпение апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Преображения! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *